статья_29635

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА — ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Редькина Г.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Изобильного

МКОУ «СОШ№3» ИМРСК

Главная задача российской образовательной политики – обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Динамические социально-экономические изменения современного общества определяют личностные и профессиональные качества и умения современного специалиста. Специфические  личностные особенности современного специалиста- это ответственность, мобильность, профессионализм, компетентность, способность решать профессиональные задачи, умение общаться, работать в команде и другие.

В 21 веке развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, отличаться мобильностью и динамизмом. Именно поэтому, современная школа ставит перед собой задачу развивать творческие способности каждой личности. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации  обучения иностранному языку.

 Приоритетным направлением является гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал. Сегодня в центре – ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя — выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В наше время английский язык как никогда приобретает глобальное значение. Это более предпочтительное и все более используемое средство международной и межкультурной коммуникации. Это язык политиков, дипломатов, учёных, язык современных информационных технологий.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Если поставить основной целью изучения английского языка формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе достижения этой главной цели. Конечная цель обучения — научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях. Задача учителя — активизировать деятельность каждого учащегося, создать условия для его творческой активности в процессе обучения. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами.[1].Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Современные педагогические технологии:

- сценарно – контекстная

 -информационные технологии и интернет- ресурсы

-технология интерактивного обучения

-проектная технология

-обучение в сотрудничестве

-игровая технология

помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении ,  обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

Использование проектной методики на уроках иностранного языка приобретает всё большую популярность и является плодотворным и эффективным средством организации учебного материала. Этот метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, уметь применять их на практике. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте вида деятельности выделяют следующие типы проектов:

исследовательские проекты

творческие проекты

ролево-игровые проекты

информационные проекты

практико-ориентированные проекты

По количеству участников выделяют:

личностные

парные

групповые

По продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными

средней продолжительности

долгосрочными

Исходя из такого многообразия типов проектов, можно сделать вывод, что каждый учитель сможет выбрать оптимальный для своих учеников тип.

Популярность метода проектов обусловлена тем, что он позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие творческих возможностей учащихся 2. Развитие умений:



самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач

ориентироваться в информационном пространстве

анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать несколько условий: 

тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.



проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка.

Выбирая проектную методику, следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним относятся умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе»[2]

В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Авторы таких УМК, как Кауфман К.И., Кауфман М.Ю., Кузовлев В.П, Биболетова М.З. завершают каждый раздел учебника проектом, сопровождая его вопросами, постановкой проблемы и заданиями, оказывая помощь в работе над проектом и учителям, и ученикам.

Используя в своей педагогической деятельности методику проектов, « необходимо помнить основные требования:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов

- самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время

- структурирование содержательной части проекта

- использование исследовательских методов» [2]

Учителя, применяющие проектную технологию, знают об этапах разработки проекта и его проведения:

Подготовительный этап – определение темы, формулировка проблемы и целей (самый короткий из этапов)

Планирование и организация деятельности – формирование групп, определение задач каждой группы, определение роли каждого учащегося.

Исследование (осуществление деятельности) – сбор информации, решение поставленных задач, формулирование выводов (самый продолжительный из этапов)

Заключительный этап – презентация, отчёт, защита и обсуждение проектов, анализ, самооценка и оценка.

Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат для ученика. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и ученика. Учитель становится консультантом, помощником, его педагогическая роль приобретает патронажный характер. Он перестает быть для учащихся единственным источником информации. Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся. Во время работы над проектом у них появляется возможность проявить свои организаторские способности и скрытые таланты.

В заключение необходимо отметить, «что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию целого ряда коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут любым учащимся адаптироваться в социальной среде и решать задачи личностного и профессионально значимого общения»[3]

Литература

Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков одарённым детям.- http: //pn.pglu.ru



Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000

Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одарённых детей иностранному языку. //Иностр. Языки в школе. – 2008. — №1. –С.21-27.