Статья_29616

.

Шамша Е. Е.

учитель музыки МОУ СОШ № г. Краснодара

Механизмы развития личности и творческих способностей учащихся

У каждого «своя» музыка. Кто-то предпочитает классику, кто-то hard rock, а кто-то поп-музыку. Но каждый, слушая свою музыку, начинает «расцветать как прекрасный цветок».

Самые восприимчивые к влиянию музыки — дети. Дли них музыка — это легкая, веселая мелодия, которая так интересно звучит. Задача педагога сохранить в ребенке эту непосредственность, легкость восприятия музыки. Говоря о системе образования, необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Психологи рассматривают творчество, как один из важнейших механизмов развития личности, поскольку продукт творческой деятельности отличается именно неповторимостью, уникальностью (Я. А.Пономарев, А. Маслоу).

В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой зараженностью». С помощью музыки в повседневной жизни, дети развивают свои творческие способности во внеурочной жизни. Они начинают играть в школьном театре, петь на концертах и праздниках, участвовать в конкурсах. При этом испытывают в душе удовлетворение от общения с искусством. Особенно важно в подростковый период формировать мировоззренческие установки вкуса, так как этот период психологи характеризуют как возраст — общение. А ребенку общаться после школы, он один на один с телевизором, компьютером и не находит отклик в душе, движется по инерции своей жизни. А занимаясь творчеством во внеурочной деятельности, ребенок приобщается к искусству. Так формируется его вкус и вырабатывается потребность общения с ним.





Творчество — это высшая форма деятельности человека Условиями развития творческого мышления являются длительная подготовка, эрудиция, интеллектуальные способности, любознательность, большая работоспособность, критический склад ума, интуиция и подвижничество, стремление к самообучению и самосовершенствованию.

Под творческим мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится творчеством. Учащиеся нашей школы на протяжении нескольких лет сами готовят новогодние музыкальные спектакли, участвуют в КВН, конкурсах инсценированной песни, проводят кино фестивали. Ребята готовят презентации о творчестве композите ров Кубани (В. А.Кеворков, Б. М. Целковников, Г. Ф. Пономаренко, Г. М. Плотниченко и т.д.). Основным условием для развития творческих способностей является привнесение в обучение естественных способов познания окружающего мира. Ребята составляют кроссворды, рисуют иллюстрации к музыкальным произведениям.

Главной задачей системы образования должно стать формирование у человека стремлений к познанию. У ребенка должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности. Приобщение детей к искусству на художественном материале родного края с посещением концертов Кубанского казачьего хора, детских коллективов, конкурсных программ — это все формирует любовь к Родине, родному краю, уважение к своим землякам.

Участие ребенка в творческой деятельности влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств маленького человека становится более ярким, разнообразным и глубоким. У школьно ков укрепляется уверенность, способность адаптироваться в раз личных обстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства, а эмоциональное и интеллектуальное развитие происходит более интенсивней.