Статья_29615

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Шамша Е. Е. —учитель музыки МБОУ СОШ№ 49 г. Краснодара

В наше время, время, когда даже планета стала вращаться быстрее, хочется остановить этот бессмысленный “бег”. В этом нам может помочь музыка… Классическая, джазовая… Она помогает отвлечься от суеты, задуматься. Вот почему так важно иметь “общий язык” с эликсиром для души — с музыкой.

Одна из основных задач уроков музыки — снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии в образовании — способ организации и последовательных действий в ходе учебно- воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовнонравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

В начале XX в. было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают обучающихся как в процессе получения образования, мк и в современной жизни вообще.

Проблемы сохранения здоровья учащихся в последнее время стали особенно актуальными. Кризисные явления в общее способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у



умщихся. снизили их творческую активность. И поэтому естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных нм охрану здоровья школьников.

Но словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся», т.е. принципа «Не навреди!».

На уроках я применяю различные здоровьесберегающие технологии:



Создание различных двигательных образов.

Дириживование детским шумовым (либо воображаемым) оркестром.

Музыкально-ритмические движения или инструментальное сопровождение музыкальных произведений.

В процессе пения — сольного или хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся;

Музыкально- ритмические упражнения. Движение и танец.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней.



Логоритмическая гимнастика — упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

Особенность оздоравливающего воздействия музы-кальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в ыключительной части урока.