Статья_21953

О.В.Лёвкина

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы.

В.А.Сухомлинский считал: « Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудового. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились». Путь к этому счастью результативного труда на уроках русского языка и литературы я вижу в методах развивающего обучения, в активизации эмоциональной сферы учащихся. Именно этой методической проблемой я занимаюсь уже несколько лет.

На уроках литературы для учителя открывается широкое поле деятельности по актуализации эмоций учащихся и активизации их познавательной деятельности. Поэтому на этих уроках необходимо не только давать знания, но и развивать чувства детей, раскрепощать их творческий потенциал, будить мысль, содействуя проявлению самостоятельности суждений.

Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя – словесника. В этом нам помогает использование художественной литературы, которая обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на школьников. Такие уроки, как урок – путешествие, исследование, праздник, спектакль, заочная экскурсия, лабораторная работа способствуют как развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, творческого мышления и воображения), так и актуализации и развитию эмоций и чувств, овладению эмоционально – образной речью.

Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств я активно использую возможности музыкальных произведений и живописи (чтение литературных произведений на фоне музыки, иллюстрирование текстов фрагментами живописи и музыки и др.). Данные приёмы обогащают урок и позволяют передать одни и те же реалии жизни разными художественными средствами (с помощью слова, образа, звука), что даёт возможность учителю найти отклик в душе каждого ребёнка, а ученику – осмыслить, прочувствовать и целостно воспринять проблему.

Инсценировка – ещё один приём, используемый мной на уроках литературы. Посредством этого приёма, во–первых, я способствовала актуализации эмоций, возникновению интереса к изучаемому материалу. Возникновение эмоций в процессе инсценировки и в игровой ситуации раскрепощает учащихся, они становятся более естественными в выражении своих мыслей и чувств, творчески подходят к решению поставленных проблем. Действие в рамках разнообразных ролей расширяет возможности детей в познании других людей и самопознании.

Хорошо зарекомендовали себя такие приёмы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся и способствующие возникновению интеллектуальных эмоций и чувств, как использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций. А в 5 – 6 классах, когда эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, а порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта, я использую следующие задания: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

Приёмов и способов, активизирующих учащихся на уроке, значительно больше перечисленных, так как каждый учитель использует свой арсенал. Важно порой не то, какие приёмы мы используем, а насколько гармонично они вписываются в урок и помогают раскрытию темы. Конечно, не каждого ученика вышеперечисленные приёмы активизируют, стимулируют и побуждают к самостоятельной познавательной деятельности. Однако положительный эмоциональный настрой на урок, возникающий у большинства учащихся, интерес к самому процессу познания отдельных учащихся — всё это создаёт ту своеобразную атмосферу, которая заражает весь класс взаимодействием, совместным поиском решения, творческой деятельностью, и главное – чтением.

В работе для организации самостоятельной творческой деятельности учащихся я активно использую следующие приёмы: различные виды сочинений (образ, настроение, письмо и др.; стихов, сказок, рассказов и др.); иллюстрирование текста (как словесное рисование, так и изобразительными средствами; составление диафильмов по рисункам); составление кроссвордов, вопросов к викторине и другие. По выполнении каждого задания проводится обсуждение, выставки, конкурсы. Работы детей используются в качестве дополнительного материала при проведении внеклассных мероприятий и праздников: литературных вечеров, игры «Что? Где? Когда?» и т.п. В содействии учителя и учеников возникает атмосфера творчества, поиска, мысли, которая рождает эмоциональный отклик и активизирует творческую самостоятельную деятельность.

Рассмотрим особенности применения приёмов, ориентированных на использование возможностей эмоциональной сферы учащихся на уроке литературы в 5 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века». На данном уроке особый акцент делался мной на создание образа — настроения стихотворения Ф.И.Тютчева. С этой целью я использовала на уроке фрагменты музыкальных произведений А.Вивальди и П.И.Чайковского («Времена года»); репродукции картин Ф.А.Васильева «Перед дождём» и «Мокрый луг», А.И.Куинджи «После дождя»; стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» и Я.Полонского «По горам две хмурых тучи…». Учащиеся имели возможность почувствовать и осмыслить, как одно и то же явление природы может передаваться различными художественными средствами. Это способствует, во–первых, более целостному восприятию окружающего мира, во-вторых, возникновению эмоционального отклика и эмоционально-личностной оценке художественного произведений.

Изучая, анализируя, вычленяя и осмысливая приёмы, используемые композиторами, художниками, и особо – поэтами, для образной передачи того или иного явления, школьники учились, с одной стороны, понимать и чувствовать замысел авторов, с другой – осознавать свои эмоции и чувства по отношению к воспринимаемым художественным произведениям и адекватно выражать их словами («Что я чувствую, когда слушаю музыку, смотрю на эту картину, читаю эти строки стихотворения…?», « Как я отношусь к этому?»; «Какие ассоциации возникают – запишите слова, сходные со стихотворением по смыслу, по настроению», «Какие слова вы подберёте, чтобы выразить свои эмоции?» и т. п.). Итогом работы на уроке стало написание сочинения – настроения. Ученикам было предложено вспомнить и описать своё эмоциональное состояние, возникающее у них во время грозы (вариант – описать эмоции, возникающие в процессе чтения стихотворения). Сочинения – миниатюры зачитываются и анализируются. Таким образом, создаётся обобщённый образ – настроение, родившийся на уроке.

Урок литературы, по моему мнению, должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным и, конечно же, эмоционально насыщенным, опирающимся и развивающим творческий, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал личности. Это период непрерывного поиска, интеллектуального и эмоционального напряжения, созданный как тщательным подбором учителем активизирующих приёмов, так и сотворчеством учителя и класса.