Статья Выступление на районном методическом объединении учителей математики 2013 г

Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения. (выступление на районном методическом объединении учителей математики)

Учитель математики: Погорелова Н.Г.

«Давно было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». ( Плеханов Г.В. )

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей , где указано , что главная задача современной школы-раскрытие способностей каждого ученика.

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска , поддержки и сопровождения талантливых детей.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных , творческих и социальных возможностей одарённых детей , которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

При работе с одаренными детьми важно определить цель, задачи и формы работы.

Цели : развитие и поддержка интереса к предмету математика.

Задачи : создании благоприятных условий для развития одаренных детей;





расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников в российских чемпионатах, творческих конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, проектах.

Формы работы с одаренными детьми:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов;

дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам;

участие в школьных и районных олимпиадах по предметам;

конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;

посещение предметных кружков;

использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года.

год

Школьная олимпиада

Районная олимпиада

Зональная олимпиада

Всероссийские чемпионаты

2010-2011

13 человек

2человека (Дроздов.С-1)

32 человека

2011-2012

12 человек

3человека (Наумова.В-1)

31 человек

2012-2013

16 человек

1человек (Наумова.В-1)

Наумова В.

34 человека

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах.

На протяжении трех лет, начиная с 3 класса, работаю с детьми в математическом кружке.

Результатом этой работы были математический КВН, викторина «Математика по тропинкам здоровья», презентация проекта «Дроби на службе у здоровья».

«Если запастись терпением и проявить старания, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы». Леонардо да Винчи.

Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант — это 1 % способностей, а 99% потения».