Статья Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы

Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы.

«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие»

Думаю, удивлю многих, озвучив славное имя автора этих строк. Получается, что духовное и нравственное воспитание претерпевало кризис не только в наше время, если так о молодёжи высказывался древнегреческий философ Сократ. Актуально и значимо звучат, сегодня мысли великих педагогов о воспитании. По мнению Д.Локка, «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».

Сейчас, когда система образования серьёзно реформируется, педагоги ищут модели образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные за долгие годы. Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют уроки, построенные на примерах классической и современной литературы. Использование материала таких уроков в духовно-нравственном воспитании учащихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности поднимались в педагогике с давних времен. Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».

Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы, способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, — по словам Герцена, — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».



Специфика нравственного воздействия литературы заключается в том, что читатель — ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку. Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто так отсиживает положенное время и отвечает автоматически. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся сопереживали, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. Таким образом, осуществляя процесс самопознания через познание других. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – не эти ли нравственные проблемы, поднятые в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского должны волновать сердца наших учеников?

Многие произведения современных авторов, включенные в программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому? В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:



*Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?

*Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить, хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)?

В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.



В завершении хочу сказать, что размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном — русской словесности на умы, сердца и души наших воспитанников, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»

Хазова Александра Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 217 СПб