Статья Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в курсе изучения географии Ро

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в курсе изучения географии России.

Смирнова В.С., учитель географии

г. Воскресенск,  МОУ «СОШ №17»

e-mail: [email protected], тел.: 8(916)422-53-92

На современном этапе развития образования одной из основных задач, стоящих перед педагогом современной школы, является воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к родному краю.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения содержатся наиболее значимые на сегодняшний день новые ориентиры развития гражданско-патриотического образования. В ФГОС провозглашается новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая непосредственно влияет на формирование образовательной политики в сфере гражданско-патриотического образования.

Идеологической и методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, а под гражданственностью — служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Реализация стандартов второго поколения невозможна без осмысления основополагающих категорий гражданско-патриотического образования. [1, С.18]

В современном мире Россия занимает ведущее место в мировом сообществе. Роль и значение нашей страны на мировом уровне растет. Современные ученики хотят знать как можно больше о своей великой стране и малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с историческим прошлым государства, узнают о необъятных просторах родной страны, гордятся героическим наследием. Предмет география, как никакой другой, помогает осуществить патриотическое воспитание в школе.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Изучение курса мы начинаем с небольшого эссе на тему «Что значит для тебя слово Родина». Анализируя сочинения ребят, следует делать упор на интересующие их темы. С интересом школьники принимают участие в проекте «Народные промыслы Подмосковья», который плотно связан с краеведческой работой. Интересно проходят уроки по топонимике родного города.

Не секрет, что именно в этом возрасте мотивация к обучению у ребят снижается. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяется отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Здесь будет уместно использовать интегрированные уроки географии и литературы, географии и истории, географии и МХК.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Ребята готовят к урокам презентации на различную тематику, и умело защищают выбранную тему.

Интересно проходят уроки в виде пресс-конференции. Воспитательными целями таких занятий являются формирование чувства любви к родной природе, формирование экологического сознания, эстетическое воспитание, совершенствование навыков работы в группах. Заключительным этапом изучения курса является географический КВН между восьмыми классами «Родина моя», проходящий в рамках школьной недели географии и конкурс фотографий «В объективе малая Родина»

Таким образом, курс «Физическая география России» способствует воспитанию патриотов своей страны, развитию гражданской позиции и самоопределению восьмиклассников, как достойных граждан России.

Также велика и роль внеурочной работы. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.

Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средства  занимательности, знакомство с важными достижениями науки, экскурсиями, виртуальных путешествий по родной стране. С интересом ребята посещают занятия кружка «Юный краевед».

Это достигается постоянным использованием на занятиях краеведческого материала. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей Московской области, об интересных людях, ветеранах войны и труда. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам.

    При разработке таких значимых занятий нужно учитывать опыт своих коллег-учителей, новые разработки уроков, материалы с географических сайтов, другие интернет-ресурсы публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География».

      Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения задача государственной важности. Нужно стремиться решать ее на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриота – значит развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, чувство любви к своей Родине и ответственности за ее будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Москва: изд-во Просвещение, 2009. 24 с.