статья Условия и средства формирования универсальных учебных действий

Условия и средства формирования универсальных учебных действий.

Важную роль в развитии коммуникативных действий играет педагогическое общение – сотрудничество с одноклассниками, со сверстниками, с учителем. Хотя программное содержание в последние годы претерпело существенное изменение, стиль педагогического общения почти не изменился вследствие ригидности установок, определяющих авторитарно общение «учитель-ученик».

Анализ педагогического общения позволяет классифицировать такие виды стиля, как демократический (партнерский), авторитарный (диктаторский) и либеральный (попустительский). Лишь партнерская позиция может быть признана адекватной задачам современного гуманистического образования.

Совместная деятельность.

Под совместной деятельностью понимают обмен вербальными и невербальными средствами общения между обучающимися в процессе получения знаний, умений, навыков.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование личностью содержания учебного материала, ценностных установок, способов взаимодействия в зависимости от изменяемых условий.

Деятельность учителя на таком уроке предполагает организацию совместной деятельности детей таким образом, чтобы

- создать учебную мотивации,

- побудить в учениках познавательный интерес,

- развить стремление к успеху и одобрению,

- снять неуверенность в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание.

Частным случаем совместной деятельности может быть работа в парах.

Во время работы учащихся учитель занимает различные позиции – руководителя, наблюдателя, эксперта, арбитра, идеолога, «режиссера», способного отследить и оценить результаты и ход групповой работы.

Учитель получает возможность реально осуществить дифференцированный подход к обучающимся, учитывать их способности, давать разноуровневое задание, уделять больше внимание как сильным, так и слабым ученикам.

Учебное сотрудничество.

На ступени общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Задача педагога – организовать специальное и эффективное сотрудничество. К числу основных составляющих успешного сотрудничества можно отнести:

- распределение действий и организация взаимопонимания.

- обеспечить коммуникативные процессы,

- осуществить планирование и прогнозирование предполагаемых результатов совместной деятельности.

а) разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных умений в УУД занимает разновозрастное сотрудничество. Работа в позиции учителя является мощным мотивационным резервом, так как создает условия для самостоятельного

- отбора содержания,

- анализа и обобщения способов и учебных действий,

- оценки полученного результата.

Качество учебной деятельности резко возрастает, если учащийся старается учить сам – запоминается до 95% излагаемого материала.

б) проектная деятельность

Средняя ступень – самая благоприятная пора для вхождения в проектную деятельность. Целесообразно использовать самые разные ситуации сотрудничества:

- сотрудничество со сверстниками с распределением функций,

- сотрудничество с педагогом с распределением функций,

- сотрудничество со сверстниками без четкого распределения функций,

- ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Установлено, что у учащегося, занимающегося проектной деятельностью учебная мотивация выше, но существенно снижена школьная тревожность.

в) дискуссия





На определенном этапе обучения эффективным средством обучения может стать письменная дискуссия. Она позволяет сформулировать свою точку зрения и скоординировать различные точки зрения для достижения общей цели. Это важно в письменных экзаменах при ответе на вопросы егэ в части «С», особенно при написании эссе. Самой распространенной ошибкой является неверное понимание сущности высказывания автора, так как не вполне адекватное понимание не позволит реализовать основное требование к обществоведческому эссе. Во многих случаях ученику не удается передать свое отношение через контекст, систему обоснований и аргументов, что приводит к снижению качества эссе и, соответственно, экспертной оценки.

Применение письменной дискуссии позволит:

- сформировать умение вести мысленный диалог с авторами научных и публицистических статей,

- сформировать умение формулировать свою мысль так, чтобы быть понятыми другими,

- развить письменную речь как средство развития теоретического мышления,

- предоставить возможность высказаться даже тем, кто не любит устных ответов и нечасто отвечает на уроках.

г) тренинги

Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов могут выступать различные формы тренингов. Программы тренингов позволяют достигать разнообразных целей:

- вырабатывать позитивное отношение друг к другу,

- развивать невербальные навыки общения,

- учиться познавать себя через чужое восприятие,

- развивать положительную самооценку,

- практиковаться в разрешении конфликтных ситуаций.

В ходе тренингов как ни в каком ином виде учебного сотрудничества развивается коммуникативная компетентность в вопросах культуры общения и выработке элементарных правил вежливости.

д) общий прием доказательств

Доказательства – особый способ организации усвоения знаний. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:

- анализ и воспроизведение готовых доказательств,

- опровержение предложенных доказательств,

- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательств.

Доказательство в широком смысле – это процедура. Алгоритм доказательства включает в себя

- тезис – утверждение, истинность которого доказывается,

- аргументы – факты, доводы, из которых вытекает истинность предположения,

- выводы – демонстрация умозаключения, вытекающего из логики аргументов.

е) рефлексия

Специфическая человеческая способность делать собственные мысли, эмоции, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения относится к рефлексии. Главная задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта. Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии, в конкретно-практическом плане предполагает осознание всех компонентов учебной деятельности:

- осознание учебной задачи,

- понимание цели учебной деятельности,

- оценка способов действий, специфических и инвариантных по отношению к различным учебным предметам, особенно самостоятельный поиск недостающей информации.

Таким образом, условия и средства формирования универсальных учебных действий уже находятся на вооружении учителя. Необходимо изменить отношения педагога к этим образовательным инструментам, встраивая их в процесс освоения УУД. Коммуникативная деятельность в специально организованных рамках учебного сотрудничества сопровождается яркими эмоциональными переживаниями и за счет появления интеллектуальных эмоций способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.