Статья Целеполагание

Статья к педсовету по теме: «Этапы современного урока- как фактор повышения качества образования»

Целеполагание

Проектирование цели, средств её реализации и результата образования –это основное в стратегии современного учебного занятия.

ПОЧЕМУ?, потому что

Цель обучения – это ожидаемый результат в виде образовательного продукта, который должен быть реальным и конкретным.

Целеполагание ошибочно сформулировано, если:

Цель подменена средствами урока

Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Учитель формально поставил цели.

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Были поставлены завышенные цели.

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Компетентность учителя заключается в :

-в направлении цели на ожидаемый (диагностированный)результат;

-в соответствии цели возможностям, способностям и потребностям своего ученика;

-в реальности выполнения поставленной цели в течении урока;

- в представлении задач урока как системы действий.

Поэтому в спроектированных целях должна быть отражена:

Диагностируемость

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

Конкретика.

Понятность.

Осознанность.

Ожидаемый результат..

Реальность.

Побудительность (побуждать к действию).

Точность. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся воспитывающая развивающая и обучающая (образовательная) цели.

Обучающие цели

урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»…

Приведу пример: урок геометрии в 10 классе по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что в пространстве существуют прямые перпендикулярные между собой и прямая перпендикулярная к плоскости.

2. Доказать связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения курса планиметрии.

На мой взгляд эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Учебные цели данного урока может быть должны звучать так:

1.Выберите из множества прямых в окружающей вас среде перпендикулярные.

2.Сгруппируйте планиметрические и стереометрические утверждения о перпендикулярных объектах.

3.Укажите по какому признаку характеризуется перпендикулярность прямой и плоскости.

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности,

оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять… навыки.

Воспитывающая цель данного урока: пробудить интерес к самостоятельному решению задач.

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели





содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать умение ориентироваться на местности.

Развивающая цель урока: учить сравнивать фигуры на плоскости и в пространстве.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся

Примеры постановок целей моих уроков математики в старшей школе

Цели урока алгебры по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»

Учитель к ученикам: Мне бы хотелось, чтобы вы как минимум

- научились вычислять степень числа с помощью логарифма этого числа.

Мне бы хотелось, чтобы вы как максимум.

- получили возможность уметь упрощать и вычислять логарифмические выражения, используя свойства логарифмов.

Пример фрагмента урока

Модульный урок по теме: «Свойства функций»

Дидактические цели урока:

создание условий для:

-формирования понятий «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функций»,

-для формирования опыта смыслотворчества на примерах различных видов функций;

-развития способности к обобщению и сравнению свойств функций;

-формирования представлений о математике как науке о зависимостях неизвестных.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе собственную цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

⎤⎤. Модули урока по изучению: «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функции»

№ учебного элемента

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по освоению учебного материала

УЭ-1

Чётность , нечётность и периодичность функций

Цель: Освоить как минимум…,

как максимум…

1. а) записать определения чётности, нечётности и периодичности функций;

б) привести примеры чётных, нечётных и периодических функций и указать их периоды .

2. Решить задачи:

а)1.16(а), 1.18(в), 1.21(а,г), 1.22(б,в), 1.19(б,г),

б) Доказать, что функция является периодической с периодом Т, если:

у = sin 2х, Т=п; у = sin , Т = п

уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.8-9

уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.10-11

уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.8-10

уч. Алимова

стр.201-202

УЭ-2

Монотонность функций

Цель: Освоить как минимум…,

как максимум…

1. а) записать определения возрастающей и убывающей функции;

б) привести примеры строго монотонных функций

2. Решить задачи:

1.41(а), 1.43(а), 1.46(б), 1.47(б,ж), 1.49(в)

уч. Никольского С.М.

п.1.4 стр.13-14

уч. Никольского С.М.

п.1.4 стр.16-17

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий. А дальше наглядный результат.

УЭ-5

Цель: Установите уровень освоения темы

Высокий – более 25 заданий;

Средний – от 16 до 24 заданий;

Низкий – до 16 заданий

УЭ-6

Выходной контроль

Не строя график опишите свойства любой функции

Планируемые результаты моих уроков:

Личностные

Уметь сотрудничать, ставить цели, аргументировать, ценностно относиться,

самостоятельно оценивать;

Метапредметные

Уметь выделять, сравнивать, противоречить, рассуждать и интерпретировать;

Предметные

Уметь понимать, овладевать навыками, устанавливать закономерность, работать в ИКТ — насыщенной среде, получать готовые продукты учебной деятельности,

Как например тренировочный тест по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»

На своих уроках, я стараюсь приёмами целеполагания формировать мотив, потребность действия. Ученики реализуют себя как субъекты деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Подростки учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию на мой взгляд является эффективным и современным.

В заключении хочется привести слова А.Герцена, которые постоянно говорю своим ученикам: «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром». Это для того, чтобы они понимали какая сложная работа научить учиться.