Статья Целеполагание учеников — путь к успешному уроку

Чернова Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 7

С.Донского, Труновского района,

Ставропольского края

Целеполагание учеников — путь к успешному уроку

Что такое урок, знает каждый. За многие годы своего существования урок претерпел немало трансформаций. Но меня интересует современный урок, «отвечающий духу и требованиям своего времени». Урок как любая система должен иметь цель.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В результате выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации ;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов ;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности ;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога.

Основными характеристиками целей сегодня являются

конкретность

привлекательность / побудительность

достижимость

Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД цели.

Целеполагание то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть:

реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

соотносимы с типом и содержанием урока

личностно ориентированы

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Классификация приёмов целеплагания

1. Визуальные:

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

         2. Аудиальные:

Подводящий диалог

Собери слово

Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся формулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

       Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

На своих уроках я приучаю детей к самостоятельной постановке целей. Например, даю набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать…). Попутно формирую умение составлять правильно предложение.

После обсуждения формулируем и записываем цели на доске и в тетрадях.

В ходе урока постоянно акцентирую на них внимание учеников, а в конце прошу оценить, насколько достигнуты поставленные цели и задачи.

Чтобы ученик был активным на уроке, необходимо подвести его к самостоятельным поискам, экспериментированию, чтобы он мог сформировать собственный стиль учения, отвечающий его потребностям, в котором он утвердился бы как личность.

Приведу примеры некоторых приёмов целеполагания на моих уроках:

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, для темы урока «Какие нужны условия для обособления причастных оборотов?» построили план действий:

1.     Повторить знания о причастном обороте.

2. Выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.

3. Выяснить условия обособления причастного оборота.

4. Учиться применять данную пунктограмму на письме.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока:

уточнить понятие “склонение имен существительных”;

научиться определять склонение имен существительных;

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Хочу узнать…

Приобрету навык…

Буду уметь…

Смогу поразмышлять…

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка задачи урока.Например, на урок русского языка по теме «Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками» можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

 Подводящий диалог

 На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 Ситуация Яркого пятна

 Среди множества однотипных слов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, при изучении темы «Чередование гласных букв о/а в корнях -лаг- /-лож-» выделяем слово «ПОЛОГ», выясняется причина его обособления, далее ставим цели:

научиться распознавать корни с чередованием;

уметь обосновывать выбор гласных в корнях; -лаг-/-лож-;

формировать навыки правильного написания гласных о-а в данных корнях

 Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

«Узелок на память»

Помните: цели не рождаются по звонку на урок!