статья Современной школе — современный учитель

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

Тренина Е.В.

МБОУ СОШ № 15 г. Гусь – Хрустальный

» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко

и может быть доказана только жертвами,

которые человек приносит своему призванию»

Л.Н. Толстой

В свете модернизации российского образования, происходящих инновационных процессов возрастает роль учителя. Современный учитель должен сделать шаг и перейти от учителя — практика к учителю-исследователю , тогда он сможет вести за собой современных учеников.

Д. А. Медведев сказал : «Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми ». Это возможно путём развития детской одарённости. Наша школа работает в инновационном режиме, одним из приоритетных направлений является работа с одарёнными детьми. С 2010 года в школе реализуется программа « Одарённые дети» , целью которой является развитие системы, позволяющей создать организационные и психолого-педагогические условия для выявления и адресного сопровождения одаренных детей. Мы применяем стратегию расширенного обучения, то есть формируем профильные классы, если дети имеют способности по определенным предметам . Это: физико — математический, химико- математический, гуманитарный, а также углубляем знания детей в разных областях, организуя факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам.

На уроках математики, как мне кажется, есть прекрасная возможность для развития талантливых детей, путём использования следующих технологий:

1.Технология встречных усилий:

Главная идея: ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и каждый раз, делая «ШАГ НАВСТРЕЧУ», обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд.

2.Технология личностно-ориентированного обучения

В моей работе под термином «личностно-ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.

С целью выявления одарённых детей на уроках стараюсь проводить ролевые игры, математические ринги, викторины, интеллектуальные соревнования. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти дети.

Основным методом развития интеллектуальных способностей было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Важнейшим направлением своей работы считаю развитие исследовательской деятельности талантливых детей, важнейшей формой работы с одаренными учащимися является организация участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях городского, областного, всероссийского и международного уровней. Они помогают выявлению наиболее талантливых детей, в подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Одной из самых эффективных форм подготовки к олимпиадам является формирование разновозрастных групп.

Мною проводится индивидуальная работа с одарёнными детьми:

-интернет – консультации

-пересылка материалов по электронной почте

-индивидуальные консультации

-групповая работа





- штудирование олимпиадных заданий всех уровней.

В рамках проведения школьного интеллектуального марафона у детей есть прекрасная возможность проявить свои исследовательские способности на школьной научной конференции « Шаг в науку». Исследовательские работы с детьми мы начинаем писать с начала учебного года. Определяем тему исследования, формулируем цель и задачи работы. Работы учащихся включают разнообразные методы исследования: эксперимент, моделирование, наблюдение, социологический опрос, анкетирование, что свидетельствует о высоком уровне исследовательской культуры учащихся и способствует их увлеченности своим исследованием. Члены жюри отмечают глубокое, интересное содержание работ, научность, логику изложения, соответствие всем требованиям, предъявляемым к исследовательским работам (их структуре, оформлению, языку и стилю изложения). Неотъемлемым атрибутом деятельности каждого учителя нашей школы является организация работы «Летней школы» (дополнительные учебные занятия для профильных классов и одарённых учащихся)

Однако, для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной, необходимо выполнение следующих условий:

1. Понимание необходимости этой работы каждым учителем

2. Постоянное совершенствование системы работы с одаренными детьми.

3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

4. Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами.

Успешный учитель для талантливых детей — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он  должен  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Современному учителю необходимо владение информационно-коммуникационными технологиями на очень высоком уровне. Он должен умело пользоваться электронной доской, графическим планшетом, различными программными комплексами и т.д. Всемирная паутина предоставляет широкий спектр услуг: электронная почта, новости из первых уст, быстрый доступ к любой информации. Все это необходимо современному преподавателю, от которого требуется широкий кругозор, выходящий далеко за рамки его предмета.

Рабочее место каждого учителя нашей школы оборудовано компьютером и медиапроектором. Это позволяет использовать данные технические средства на всех этапах обучения и при подготовке к ЕГЭ.

Следующий необходимый аспект деятельности учителя — использование проектных, исследовательских и других развивающих технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Педагог – профессия особая , поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Учителя — это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом — это только первая ступень профессионализма. Необходимым аспектом деятельности современного учителя является участие в интернет — проектах, сетевых сообществах, активная внеурочная деятельность по предмету, своевременное повышение квалификации, участие в научно-практических конференциях и семинарах, участие в профессиональных конкурсах.

За время работы с одаренными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

работа с такими детьми должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

необходимо проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.