статья Социальное партнерство — залог успешности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

округа Муром Владимирской области

Развитие партнерских отношений в условиях сетевого пространства микрорайона

Социальное партнерство – залог успешности

заместитель директора по ВР

Любовь Анатольевна Анурина

Школа все в большей степени ориентируется на партнерские отношения с различными социальными объектами, что позволяет расширить возможности, создаваемые педагогическими средства для развития учащихся. Открытая обществу (социуму) школа подразумевает ее активное взаимодействие с «ближайшей социальной средой»: семьи учащихся; общественность; активные слои местного населения; местные администрации и органы управления образованием; производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели для выпускников школы); учреждения здравоохранения; другие образовательные учреждения; культурно-просветительные организации; правоохранительные учреждения; местные средства массовой информации; различные организации и ассоциации, создаваемые местным населением; религиозные общины разных конфессий и т.п.

В 2008 году с целью обеспечения образовательных потребностей подавляющего большинства старшеклассников микрорайона, способствования их успешной социализации по окончании школы на базе четырех образовательных учреждений: средних общеобразовательных школ №2 и №18, межшкольного учебного комбината №2 и общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Досуг», была открыта региональная опытно-экспериментальная площадка. Деятельность по реализации программы эксперимента стала хорошим стартом в развитии партнерских отношений различных организаций микрорайона.

Сетевое взаимодействие четырех образовательных учреждений направлено на:

создание образовательной среды, обеспечивающей непрерывность, доступность, качество, эффективность и целостность образовательного процесса;

привлечение квалифицированных педагогов образовательных учреждений сети к преподаванию специализированных предметов;

возможность посещения элективных курсов в образовательных учреждениях микрорайона.

создание разнообразных творческих объединений, которые работают на основе единой образовательной программы;

ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

расширение воспитательного пространства, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием;

интеграцию основного и дополнительного образования детей;

практико-деятельностную основу образовательного процесса.

Социокультурное окружение в микрорайоне Вербовский благоприятное.

Развитие воспитательного пространства происходит вместе с изменениями в содержании воспитывающей досуговой деятельности.

На Совете сетевого взаимодействия мы сообща пришли к выводу, что для общей пользы мы не должны конкурировать друг с другом. Наш главный конкурент – «нешкола» (пространство, свободное от школы), чаще всего агрессивное по отношению к ребенку. Чтобы успешно противодействовать негативному влиянию «нешколы», пространство необходимо насытить интересными и разнообразными сетевыми событиями. Важно, что сетевое событие происходит по инициативе ребят и предполагает комплекс различных форм деятельности: проекты, акции, патрули, тренинги, конкурсы, мастер-классы, конференции и т.д. Учащиеся получают не только оценку продуктов своей деятельности, но, что самое важное, — консультации по их совершенствованию, развитию, распространению. Дети чувствуют свою сопричастность к событиям, происходящим как по их инициативе, так и совместно с представителями различных организаций, что способствует их самореализации и, как следствие, успешности. Чувство гордости, востребованности, значимости «окрыляет» ребят и вдохновляет к новым свершениям и победам.

Традиционными сетевыми событиями стали:

межшкольная научно-практическая конференция «Открытие», которая традиционно проходит в апреле на базе одной из школ.

коммунарские сборы, которые организуются для активистов детских общественных объединений «Новое поколение» (сош № 2) и «Детство»(сош № 18) с целью активизации деятельности учащихся старших классов, развития их лидерских качеств и обеспечения квалифицированной помощи в плане профессионального самоопределения. С 2009 года два раза в год, в период зимних и летних каникул, стали традиционными коммунарские сборы на базе центра «Досуг». Летом 2010 года впервые коммунарские сборы прошли в детском оздоровительном лагере «Спутник». ФГУП «Муромский приборостроительный завод» профинансировал все расходы, а молодежный комитет завода выступил в роли не только активного участника, но и организатора. По итогам опроса учащихся данные сборы понравились больше всего, и ребята высказали предложение в дальнейшем проводить выездные сборы. С 2010 года зимние сборы проходят на базе центра «Досуг», а летние — в детском оздоровительном лагере «Спутник».

- реализация социальных проектов (проекты «За здоровый образ жизни»; совместный с КОС № 16 «Экологический патруль»; социальный проект фольклорного коллектива «Лада» «Дарите радость людям»), «БИЭВ (Будущая интеллектуальная элита Вербовского)». К 65- летию Победы были разработаны проекты «Наказ ветерана» и «Алтарь Победы», результатом реализации которых стал выпуск книг «Наказ ветерана», «Книга памяти» и открытие мемориальных досок с именами погибших воинов-вербовчан. Какой гордостью были наполнены сердца детей на праздничном митинге, посвященном 65-летию Победы. Реализуя социальные проекты, дети переживают состояние успеха, ощущают свою востребованность и необходимость. В 2011 году учащиеся нашей школы продолжили социально значимую деятельность, проведя акции «Дети-детям» (своими руками изготовили одежду для муромского Дома малютки), «Твори добро» (организовали сбор одежды для учащихся сельских школ Меленковского района), «Больше кислорода» (высадили тысячу саженцев сосен на пришкольном участке с целью пересадки их через два года, когда они подрастут и окрепнут, в лесной массив).

- клуб интересных встреч «Ориентир» на базе центра «Досуг». Работа клуба востребована среди старшеклассников — встречи с представителями различных профессий, конференции, семинары, — помогают ребятам в дальнейшем самоопределении, выборе своей профессии. Не секрет, что верно сделанный выбор — залог успеха!

- Выход номеров сетевой газеты «РИГ — инфо». Однозначно, что одним из важнейших информационных средств, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, остаётся газета. Но «РИГ- инфо» это не только газета, а информационный пресс-центр задача которого — информированность учащихся, родителей и жителей микрорайона о деятельности образовательных учреждений через радио, Интернет и газету. Кроме того, в рамках студии социального туризма, которая работает на базе центра «Досуг», тоже появилась своя газета на иностранных языках, где корреспондентами являются учащиеся 7-8 классов, редакторы – учителя иностранного языка Калиниченко М.К. и Хожалова В.А. Основные темы заметок – путешествия по родному краю и в зарубежные страны.

В вопросе профилизации : проведении профессиональных проб, практических опытов, освещении работы фармацевта, профессиональной подготовке по профессии младшей медицинской сестры — помогает Аптека и МГБ № 1.

Серьезное внимание вопросам производственного обучения и профилизации образования уделяет и администрация Муромского приборостроительного завода, которое является предприятием-шефом для обеих школ микрорайона и ведет целенаправленную политику сотрудничества. Доброй традицией стали ежегодные

заводские стипендии лучшим старшеклассникам школ и отличникам рабочих специальностей МУК №2,

целевые направления в вузы по специальностям нашего производства, в основном, химического, для выпускников школ.

экскурсии на предприятие,

помощь в организации профессиональных проб, лабораторных анализов для ученических исследований.

реализация социально значимого проекта БИЭВ (Будущая интеллектуальная элита Вербовского) также направлена на формирование мотивационной среды, развитие способности профессионального самоопределения ребенка через предпрофильную подготовку, исследовательскую деятельность.

«БИЭВ» — это объединение администрации завода, молодых ученых, сотрудников научно-исследовательского центра предприятия, администраций и педагогов образовательных учреждений микрорайона, детей, родителей и выпускников школы с целью ранней профилизации, развития интеллектуальных и исследовательских способностей, поддержки талантливой молодежи. Сочетание профильного образования с опытом практической деятельности — основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности выпускников школы. Тесная взаимосвязь с научно-исследовательским центром завода, погружение в атмосферу поиска решения научной проблемы, посильное участие в этом процессе дают учащимся неоценимый опыт практической, востребованной в производстве деятельности, что несомненно повышает уровень интереса как к научным изысканиям в целом, так и профессиям, актуальным на химическом производстве в частности. Участники проекта становятся заводскими стипендиатами, а в дальнейшем могут воспользоваться целевыми направлениями в вузы, в течение всех лет обучения получать стипендию от завода, иметь гарантированное трудоустройство и возможность заниматься научной деятельностью, продолжив обучение в аспирантуре.

Молодежный комитет завода также активно сотрудничает с Советами старшеклассников школ в вопросах организации досуга и социально значимых дел. Так традиционно в летний период проходит туристический слет на базе ДОЛ «Спутник», в течение учебного года проводятся мероприятия, посвященные Дню смеха – 1 апреля, Дню памяти – 22 июня, Дню Победы – 9 мая, Новогодний серпантин и т.д.

Тесные взаимосвязи сложились и с комитетами общественного самоуправления №15,16. Это совместные мероприятия: День памяти репрессированных, День пожилого человека, День защитника Отечества, День матери, День семьи и многие другие. Три года назад начал свою работу и продолжает ее экологический патруль, созданный на базе СОШ №2 и КОС №16. Добровольные участники патруля готовят экологические листовки с обращениями к жителям микрорайона, организуют уборку лесного массива от мусора в весенний период и перед началом зимнего сезона, акцию «Чистый берег», но самая главная их работа – это непосредственное патрулирование территории микрорайона и пресекание попыток ее загрязнения несознательными жителями. Важность и серьезность его деятельности создает совместное участие детей и взрослых в социально-значимой деятельности – представителей различных организаций.

Взаимодействие с пожарной частью также приносит свои плоды. Выпускник нашей школы, родитель, работник части является руководителем кружка по пожарно-спасательному спорту. Члены кружка — неоднократные призеры областного конкурса по данному виду спорта. Твердо стоит на пьедестале почета уже не одно поколение ребят. Руководство и сотрудники пожарной части являются активными участниками объектовых тренировок, показательных выступлений, а также родительских собраний. Традиционно ученики школы с экскурсией приходят в здание пожарной части, где их радушно встречают ее сотрудники.

Воинская часть, находящаяся в микрорайоне, — важное звено в патриотическом воспитании школьников. Солдаты срочной службы – активные участники праздничных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, традиционных встреч трех поколений. Учащиеся школы всегда с огромным желанием и энтузиазмом участвуют в акциях «Письмо солдату», «Посылка солдату», инициаторами которых в 2000 году стали активисты нашей школы, в подготовке и проведении праздничных мероприятий для военнослужащих этой части. В летнее же время военно-патриотический отряд мальчишек на базе воинской части проходит физическую подготовку. Как горят глаза ребят и наполняются гордостью сердца прикоснувшихся к армейской службе, побывавших в «святая святых» воинской части.

Конечно, в развитии спортивных качеств личности неоспоримую роль играют и стадион «Авангард», и спортивный комплекс «Верба». Организаторы различных конкурсов, центр спортивных секций микрорайона всегда готовы к сотрудничеству. В течение учебного года безвозмездно предоставляют бассейн для проведения школьных занятий, выделяют время не только учащимся, но и учителям школы, заботясь об их здоровье.

Опираясь на существующий опыт, можно утверждать, что система социального партнерства имеет для школы многоцелевой характер: побуждает коллектив к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса; стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете образовательных учреждений среди других школ; формирует общественное мнение о школе в целом.

Развитие общественных отношений происходит под воздействием двух взаимосвязанных процессов: информирования и взаимодействия. При этом логика развития общественных отношений заключается в переходе: информированность – понимание – доверие – согласие – сотрудничество. А сотрудничество — есть УСПЕХ!