статья Рейтинговая система в преподавании химии

Рейтинговая система в преподавании химии

Учитель химии ГБОУ СОШ №365 Фрунзенского района Санкт-ПетербургаСолощева Наталия Викторовна

Эффективная организация современного образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

В обучении химии дифференциация имеет особое значение, т.к. в последние годы наблюдается снижение интереса к изучению предмета. Это объясняется вполне объективными причинами: распространение в обществе хемофобии, уменьшение престижности технических профессий, плохая техническая оснащенность кабинетов химии, перегруженность программ.

Опрос учащихся старших классов показывает, что подавляющее большинство из них считает химию одним из самых сложных предметов для изучения; 50% учащихся испытывают серьезные затруднения при осуществлении различных логических операций на уроках химии; 70% чувствуют себя психологически некомфортно, испытывают страх перед вызовом к доске. Это дает повод задуматься о необходимости индивидуального подхода к учащимся.

Одним из вариантов дифференцированного подхода является рейтинговая система оценки знаний.

Основная цель использования рейтинговой системы: создание условий для самореализации личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.

Такой подход имеет целый ряд особенностей:- системность;- осознанность и заинтересованность в конечном результате;- конкретность;- соревновательность;- новизна;

И преимуществ для учащихся:- право и возможность выбирать уровень обучения;- возможность варьировать свою учебную нагрузку;- учиться адекватно оценивать свои знания;- усваивать учебный материал в своем темпе;- психологически комфортное состояние на уроке.

При использовании рейтинговой системы оценки знаний учащиеся какое-то время (месяц, четверть, триместр, полугодие) получают не оценки по пятибалльной шкале, а баллы. Учащимся и их родителям заранее сообщается, сколько баллов должен набрать ученик за соответствующий аттестационный период. Например, соответствие баллов итоговой оценке для 10-11 классов.

оценка

1 полугодие

год



«3»

100

200

«4»

120

240

«5»

140

280

Каждая учебная работа оценивается определенным количеством баллов.

Это заранее сообщается учащимся, и они самостоятельно выбирают уровень своей работы.

Для примера хочу предложить вариант контрольной работы по теме «Углеводороды» 10 класс.

Вариант -1 Контрольная работа «Углеводороды»



1. Из приведенного перечня выберите формулы алканов и назовите их: CH4, C2H4, C2H2, C3H8, C6H6, C3H4, C3H6, C7H8.

Назовите вещества:а) CH2 = CH – CH – CH3 б) CH3 – CH – CH – CH2 – CH3

│ │ │

CH3 CH3 C2H5

CH3

в) CH3 – C ≡ C – CH – CH3

3. С какими из перечисленных веществ взаимодействует вода? Ответ подтвердите уравнениями реакций. а) этилен; б) метан; в) ацетилен; г) бензол.

4. Осуществите превращение: CH4 C2H2 C2H4 C2H5OH C2H5Br C4H10

5. При сжигании газообразного углеводорода с плотностью по водороду 21 получено 8,4л оксида углерода (IV) (н.у.) и 6,75г воды. Определите формулу углеводорода.

Оценочный лист

2 балла (1+1) «3» — 12 — 17



3 балла «4» — 18 — 22

4 балла (2+2) «5» — 23 — 24

5 баллов

10 баллов_________

24 балла

Учет баллов

Ведется в тетради преподавателя различными цветами.

Цвет

Выполняемая работа

Красный

Домашние и контрольные работы

Синий

Работа на уроке

Черный

Работа у доски

Зеленый

Дополнительные работы

Промежуточные аттестации (подсчет баллов с выставлением оценок в журнал) проходят в соответствии с планированием (зачеты по темам, контрольные и лабораторные работы).