Статья Развитие навыков самостоятельности на основе методов проекта и исследования в т

Развитие навыков самостоятельности на основе методов проекта и исследования в технологии личностно-ориентированного обучения

Дорина Е. П.

г. Белгород, Россия

Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…

В.А. Сухомлинский

Развитие навыков самостоятельности обучающихся является необходимым условием и частью учебного процесса, так как только в самопознании можно использовать различные формы, методы и средства обучения. Поэтому главным направлением деятельности в течение семи лет считаем организацию разнообразных форм самостоятельных работ на основе внедрения личностно-ориентированной технологии [2, с. 40-42].

Целью нашей работы является практическое обоснование необходимости формирования самостоятельности у учащихся на уроках литературы. Исходя из поставленной цели, развитие навыков самостоятельности обучающихся становится одной из важнейших задач исследования. Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности. Для достижения поставленной цели проводим предварительную работу на уроке, которая помогает обучающимся включиться в процесс вне зависимости от степени подготовленности. В этом помогают метод проекта и метод исследования в технологии личностно-ориентированного обучения. Разработаны и используются в практической деятельности разноуровневые задания творческого и опережающего характера, которые направлены на реализацию основных целей формирования самостоятельности учащихся при изучении программного материала. Актуальный педагогический опыт по теме: «Развитие у учащихся навыков самостоятельности на основе системы опережающих заданий и личностно-ориентированных технологий» обобщен и внесен в областной банк данных (свидетельство № 67, 2005).

Теоретическое обоснование исследовательской деятельности учащихся рассматривает М.Г. Качурин в статье «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» [3, c. 35]. В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

Метод проекта создает возможность для усвоения материала всеми учащимися разного уровня подготовки и активизирует личностно значимые принципы в процессе совместного поиска (исследования). Предлагаем провести исследование жизненных исканий литературного героя, предварительно обратив внимание на такие понятия, как «долг», «честь», «истина жизни» и «смысл жизни»: «Дорога князя Андрея Болконского – «дорога чести и славы».

Данный проект рассчитан на 2 урока: на 1-м уроке учащиеся в совместном поиске постигают противоречивый духовный мир главного героя романа, выдвигают гипотезу «можно ли рассматривать смерть князя Андрея как восхождение к нравственному идеалу или это поражение?», отбирают материал, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу; на 2-м уроке учащиеся защищают свой проект, представленный в различной форме (презентация, творческий отчет, мини-сценка, рисунок). Каждый этап работы оценивается отдельно, работа каждого обучающегося проверяется вместе с ассистентами преподавателя [2, с. 44-45].

Группа делится на 5 подгрупп, в которых каждому учащемуся отведена определенная роль:

1-й учащийся читает фрагмент, в котором обозначена основная тема;

2-й учащийся отвечает на вопросы, ответы на которые необходимо обсудить внутри подгруппы;

3-й учащийся готовит 2 вопроса другой подгруппе;

4-й учащийся составляет размышление на тему: «Мы все глядим в Наполеоны…»;

5-й учащийся отвечает за подготовку своей подгруппы и является консультантом для слабых учащихся.

Ход выполнения проекта:

1. Представления о герое на основе прочитанного материала.

2. Философские проблемы смысла жизни и итоги этих поисков.

3. Особенности жизненных исканий князя Андрея, начиная из салона Анны Павловны через испытания разочарованиями в Тулоне и славе и заканчивая пониманием истины жизни в любви к людям (выбрать цитаты, соответствующие данным характеристикам).

4. Пройти лабиринт жизненных исканий героя.

5. Составить кроссворд и ответить на вопросы кроссворда.

Предварительно предлагаем два типа творческих заданий: 1-й тип основан на технологии развивающего обучения, при котором каждый учащийся идет вслед за героем через все произведение; пройти лабиринт «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея». Перечитывая вновь отдельные эпизоды из романа, учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что путь князя Андрея – это путь взлетов и падений. Этот прием развил логическое мышление, помог учащимся сравнить авторский взгляд на истинный смысл жизни и свой собственный опыт.

Рис.1 Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея

2-й тип задания: Составить кроссворд по теме урока. Ответить на вопросы кроссворда. Этот прием развивает память, внимание, трудолюбие, интеллект, наблюдательность и реакцию учащихся на уроке.

Примерные вопросы кроссворда:

1. Первое сражение в романе «Война и мир» (название деревни).

2. С кем хотела бежать Наташа Ростова? Имя.

3. С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов? Фамилия.

4. «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках…» Кто это?

5. «Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это…» Кто говорит?

6. Человек, с которым сошелся по идейным взглядам князь Андрей в Петербурге в 1809 году.

7. Сражение 1812 года. Название селения.

Ключевыми словами кроссворда являются имя и фамилия главного героя – Андрея Болконского.



Выводы, к которым пришли учащиеся, дали конкретное представление о смысле жизни в широком смысле этого слова, сформировали четкое понимание патриотизма, создали условия для реализации умственных способностей и нравственных ценностей личности. Оба метода (проектный и поисковый) не просто сформировали умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Знание только тогда становится знанием,  когда оно приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Непременным условием успешного обучения является стимулирование деятельности учащихся: прочитали наизусть отрывок из романа «Война и мир», написали отзыв о прочитанном произведении, ассистировали преподавателю на уроке, создали презентацию, подобрали материал по теме урока и подготовили устное сообщение.

Для оказания действенной помощи обучающимся разработана систему опережающих заданий по темам программы. Самым эффективным условием для достижения положительного результата является постановка проблемного вопроса и определение личного участия в данной работе.

Следуя утверждению Л.С. Выготского, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся [1, с. 268], предлагаем такого рода задания, которые вызовут дискуссию и никого не оставят равнодушными. Например: «Нужна ли нам правда о войне?» Для ответа на этот вопрос учащиеся подбирали информацию документального и исторического плана, находили соответствие этих фактов в литературном произведении и составляли свой независимый ответ.

При изучении произведений русской литературы начала XX века используем аналитический метод, позволяющий ответить на многие вопросы, которые привлекли внимание писателей этой исторической эпохи. Такими произведениями являются «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Учащиеся сделали вывод, что писатель рассматривает события гражданской войны с разных точек зрения: первая раскрывает конфликт двух противоборствующих сторон – «своих» и «чужих», «красных» и «белых»; вторая показывает жестокую реальность противостояния граждан одного государства и трагедию конкретного человека.

Используя исследовательский метод, учащиеся рассматривали противоречивую позицию писателя через события гражданской войны. Обращаясь к отдельным рассказам из сборника, ответили на вопрос: «Прав был известный русский писатель Б. Васильев, утверждавший, что «…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война»?

Участники исследования пришли к пониманию, что ценность человеческой жизни в таком противостоянии становится минимальной, идеалы приобретают кровавый оттенок, несколько поколений граждан одной страны (одной семьи!) стали врагами не классовыми, а «по крови».

Учащиеся работали над изобразительно-выразительными средствами (метафоры, сравнения, оксюморон), которые помогают понять глубинный смысл трагедии гражданской войны – окружающая природа в «Донских рассказах» застыла в ожидании неизбежности голода, а значит – смертельного разрушения всего живого (рассказ «Алешкино сердце»). Опережающие задания к отдельным рассказам из сборника «Донские рассказы» позволили учащимся проследить путь к идеалам социализма через смерть людей, близких по крови.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?

2. Почему непримиримость противоборствующих сторон основана на нечеловеческой жестокости «бывших» и оправдана классовой ненавистью «своих»?

3. Какой смысл вкладывает автор в раскрытие противостояния отца и сына? (рассказ «Родинка»)



4. Сравните первоначальное название сборника «Россия, кровью умытая» и настоящее «Донские рассказы».

При изучении произведений современной литературы задаем актуальный и проблемный вопрос для самих обучающихся: «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?» Предлагаем произведения, которые не всегда в литературной критике оценивались однозначно, поэтому современный взгляд позволил каждому участнику проекта найти для себя ответ.

Основные условия при выполнении проекта: провести исследование темы жизни и смерти в произведении; объяснить роль картин природы в книге о войне; написать предварительно небольшое рассуждение по теме.

Работа проводится в два этапа: 1-й этап – самостоятельное прочтение только определенных фрагментов произведения; 2-й этап – пройти вслед за героями, попытаться поставить себя на их место.

Вопросы для рассмотрения темы правды о войне на основе повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»:

1. В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести «Убиты под Москвой»?

2. Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов истинную правду об окружении роты и покончил жизнь самоубийством? Заслуживает ли он прощения со стороны курсантов?

3. Как поступает командир взвода Алексей Ястребов и другие курсанты? Почему они простили своего капитана?

4. Как история бесславной гибели роты кремлевских курсантов повлияла на ваши знания об истории битвы под Москвой?

Данные методы помогли найти ответы на вопросы, устранили противоречие в самой постановке вопроса и способа его разрешения.

Таким образом, применение личностно-ориентированных технологий на уроках литературы позволяет обращаться к личному опыту учащихся; объяснять и изучать материал самостоятельно; развивать творческие способности и мыслительную деятельность учащихся; формировать ответственность каждого за результат всей группы; развивать чувства сопричастности и переживания за выполненную работу; учебная мотивация у всех гораздо выше. Индивидуальная ответственность каждого – залог успеха всей группы.



Исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы активизировала творческие и умственные способности учащихся, устранила неравенство в получении информации, сформировала коммуникативные навыки в учебном процессе, они стали более уверенными в своих высказываниях, научились грамотно задавать вопросы, принимают участие в конференциях в училище и на уровне области.

Литература:

Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти томах, т. 4 – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

Дорина, Е.П. М.И. Цветаева (1892-1941). Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы / Е.П. Дорина // Учитель – учителю.– Выпуск 1. Белгород: Изд-во БелРИПКиППС, 2006. – С. 34-45

Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы / М.Г. Качурин. – М., 1988. – 175 с.

Прищепа, Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е.М. Прищепа // Литература в школе. – 2004. – № 12. – С. 25-28

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.