Статья Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном обр

«Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей — с другой. Развитие творческих способностей школьников, формирование навыков творческой деятельности, создание условий для их реализации становится одной из приоритетной задачей образования, в том числе и музыкального, особенно его дополнительных форм обучения и развития.

Одним из новых подходов в современном музыкальном образовании может стать формирование у школьников навыков и умений в области актерского мастерства.

Формирование артистический способностей у детей является хорошей возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность. Развитие артистизма способствует развитию психических процессов ребенка, развивает способность к самовыражению, развивает высокую степень свободы, артистизм развивает у ребенка свой стиль, а главное — делает его независимым. С помощью артистизма ребенок может многого добиться в жизни.

Явление артистизма — театрально-сценического, поведенческого и т.п.- не часто становилось объектом специального изучения. Об этом свидетельствует факт появления в отечественной культурологии только в конце XX века ряда работ по проблеме развития артистизма. Так, новый взгляд на особую, всепроникающую природу артистизма содержится в монографии А. В. Васиной . Вопросы музыкально — творческого развития личности представлены в исследованиях ученых прошлого и настоящего, среди них: В. И. Уланова, Т.И. Бакланова. Н.П. Циркова и др.

По мнению Т. С. Григорьевой главным условием развития артистизма у школьников является педагогическая организация опыта художественной деятельности, при которой учащийся становится источником содержания деятельности, посредством активного вовлечения в проектирование и решение художественных задач, способствующих развитию потребности в создании встречных текстов, ценностного отношения к знанию, опыта самонаблюдения, самоанализа, саморегуляции.

Однако опыт практического развития артистизма школьников на уроках музыки в отечественной педагогике раскрыт недостаточно, что определило тему нашего исследования: «Развитие артистизма у школьников на уроках музыки».

На первом этапе теоретического рассмотрения проблемы развития артистизма у школьников на уроках музыки нами была определена сущностная характеристика понятия «артистизм» и особенности его развития у школьников на уроках музыки.





Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Т. Ефремовой понятие «артистизм» трактуется, как – «художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. Особое изящество манер, грациозность движений».

По мнению М. С. Кагана суть «артистизма» заключается в умении человека воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением, при этом не последнюю роль играет личностное обаяние.

Артистизм — несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Результатом развития артистизма у школьников является сформированность артистических способностей, таких как активное воображение, творческое мышление, музыкальные способности.

Развитие артистизма у младших школьников на уроках музыки является одним из важных аспектов целостного процесса музыкального воспитания и образования. Мы полагаем, что целенаправленное развитие артистических способностей требует специальных педагогических условий:

применение элементов игры в виде специальных артистических заданий, направленных па освоение основных элементов театральной выразительности (действия актеров, их перевоплощение, предлагаемые обстоятельства), создание творческой атмосферы, артистический показ преподавателя, демонстрация видеозаписей, индивидуальный подход к ученикам.

Анализ опыта развития артистизма школьников на уроках музыки в отечественной педагогике показал, что данная проблема в ней не нашла полного отражения, в основном в научно-методической литературе раскрываются такие вопросы, как педагогические условия формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу, феномен артистизма, артистизм как необходимое качество гармонично развитой личности вокалиста.

Нами были определены критерии, показатели и уровни сформированности артистических способностей у школьников на уроках музыки, методы их диагностики.

Второй этап нашего исследования направлен на апробирование педагогических условий, необходимых для эффективности процесса развития артистизма у школьников на уроках музыки. В качестве этих условий нами были выдвинуты: приоритетность направления развития артистизма у школьников в музыкальной деятельности на уроках музыки, использование при этом разнообразных методов и приемов, а также создание благоприятных условий для проявления артистических способностей школьников на уроках музыки. Наша основная задача – проверить и подтвердить в ходе опытно-экспериментальной работы выдвинутые положения гипотезы исследования.