Статья Работа с исторической картой в специальной коррекционной общеобразовательной шко

Работа с исторической картой

Карта (от гр. Chartes – лист, свиток) уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной картографической проекции и системе условных обозначений. Это важнейшее средство научного познания о земле и обществе.

Историческая карта – это условное, построенное на географической основе изображение исторического события в пространстве.

Условия рационального применения исторической карты на уроке.

Содержание учебного материала адекватно представлено в наглядном (картографическом) виде;

Историческая карта (её содержание и графическое исполнение) доступно возрастным возможностям мышления учащихся.

Работа с исторической картой способствует развитию у учащихся как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления.

Важно, чтобы учащиеся усвоили элементарные умения работы

с настенной картой:

правильное положение ученика справа у карты (справа от неё), не заслоняя собой карту. Все объекты показа на карте должны быть видны всем учащимся.

Указка берется в ту руку, которая ближе к карте. Учись держать указку левой рукой, если это необходимо. Не води долго указкой по карте в процессе поиска объекта. Начинай со слов «Я покажу на карте …»; пока не найдешь — не касайся карты указкой.

Показывая страну, веди указкой по ее границе и заканчивай в той точке, с которой начал (иногда учащиеся показывают центр страны или водят указкой по территории, как бы заштриховывая ее, — это ошибка).

При показе города достаточно дотронуться до условного знака, а не указывать на название города.

Показывая реку на карте, веди указкой от начала (истока) до конца (устья)

Учащиеся в процессе работы с картой должны овладеть элементарной картографической грамотностью, которая включает следующие знания:

историческая карта отражает в миниатюре историческоепространство в определенный хронологический момент или заопределенный период;

на карте могут быть обозначены разновременные явления исобытия;

роль условных знаков;

навык обращаться к легенде карты;

роль масштаба.

Для того чтобы учащиеся овладели картографической грамотностью, необходима систематическая работа с картографическими пособиями под руководством и контролем учителя, при этом степень самостоятельности учащихся возрастает постепенно.

Первые уроки по работе с картой. На первых уроках по развитию картографических умений целесообразно использовать меловую картосхему. Меловая картосхема — это не совсем точная карта (без строгого соответствия масштабу и географическим реалиям, отражаются лишь дидактически значимые для конкретной задачи объекты), нарисованная на доске разноцветными мелками.

Учитель предлагает детям задание: «Давайте представим себе, что наша школа — это целая страна. Наша задача — нарисовать карту этой страны. Как и в каждой стране, у нас должна быть города, реки, озера, горы и многое другое. Но для начала давайте подумаем, как мы назовем нашу страну». Учитель рисует страну, похожую на очертания школы (красным), реку с двумя притоками, один из которых берет свое начало в маленьком озере, море (голубым), горы (желто-коричневым) и 3 города. Вместе с детьми учитель сочиняет названия получившихся географических объектов.

— Как мы можем на нашей карте изобразить города? Причем города у нас разные: два маленьких и один большой. Как мы можем показать это на карте? Давайте, чтобы не забыть, будем указывать, что обозначают наши значки, в правом нижнем углу нашей карты.

Покажите города, определяя словами местонахождение каждого (например, город Хлебосольск расположен в северо-восточной части страна Знания, на берегу реки Переменка и Спортивного озера).

Покажите на схеме реку. (Ведем от истока к устью.) Как мы обозначим лес на карте? Запишем этот знак в условные обозначения на карте.

На левом берегу реки недалеко от устья люди обнаружили залежи золота. Отметьте это место определенным значком. Запишем этот знак в легенду карты.

На правом берегу реки недалеко от истока археологи нашли древние сокровища. Отметьте это место своим специальным значком. Запишем этот знак в легенду карты.

Вместе с учителем школьники рисуют такую карту в тетради и работают с ней в течение урока.

Карту можно рисовать на доске или на ватманском листе цветными мелками или фломастерами. Тогда учитель может возвратиться к ней на других уроках. Эта карта — творческая работа всего класса. Она может потом украшать кабинет или рекреацию. Такая карта важна не только для развития картографических умений, но и в воспитательных целях. Она дает возможность развивать воображение и творчество на материале школьной жизни.

Таким образом, школьники учатся видеть в карте не раскрашенный лист бумаги, а условное изображение земной поверхности, они начинают отличать воду от суши, низменности от возвышенностей, они привыкают к тому, как ориентирована карта (север вверху).

В качестве домашнего задания предлагается составить карту-план «Путь от школы до дома».

В начале изучений курса или темы следует знакомить с двумя картами, показывающими местоположение того или иного объекта, например картой мира и тематической. Иначе у детей, изучающих историю России, может сложиться представление, что Россия занимает всю землю. Поскольку детские впечатления наиболее прочно держатся в памяти, потом такие представления сложно исправлять. Поэтому на первых занятиях необходимо обращаться к карте мира или глобусу, показывая, какую часть суши занимает Россия. Кроме того, происходит более глубокое понимание роли масштаба.

Использование картографического материала должно сочетаться с образным рассказом учителя и с использованием пособий, содержащих реальные образы исторической действительности: картин, аппликаций, предметной наглядности.

Методика работы с исторической картой на уроке.

Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается со знакомства с отдельными странами, зачем изучается история единого мира в определенный период времени. Карта должна стать одним из важнейших средств извлечения исторических знаний. В работе с картой большое внимание необходимо уделять геополитическим факторам – комплексу условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, отношения с соседями, приоритетные направления политики, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций.

1. Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров дети должны уметь показывать знакомые им города, реки, моря, части суши. Одним из методических приемов в этой работе является «путешествие по карте»: ученикам предлагается двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть по морям и океанам до определенного континента.

Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приёмов. Одной из таких трудностей является чёткое усвоение сторон горизонта, как вспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта. При этом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы» со сторонами света из бумаги: регулярное их наложение способствует преодолению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше – ниже», «вправо – влево».

2.Умение ориентироваться на карте включает в себя и умение пользоваться её легендой. Умение расшифровывать картографическую информацию достигается в результате длительных упражнений. Использование легенды карты представляет для детей большую трудность. Для преодоления этой проблемы необходимо использовать следующие приемы:

- показать и изучить с учащимся условные значки на картах, при этом дети должны усвоить, что они общепринятые и используются на всех картах и обозначают определенное событие и явление;

- разработать вместе с детьми свои принятые значки, чтобы исторические события и явления лучше запоминались ученикам. Однако здесь есть большие проблемы, на которые обратил внимание немецкий методист В. Фатке:«Если мы будем использовать скрещенные мечи для обозначения любых битв, и тех, что вели римляне, и тех, в которых участвовала армия Наполеона, и сражений времён Второй Мировой войны, если этим же знаком отметим и места первых бомбовых ударов, мы сформируем у школьников представление, что атомная бомба – это дальнейшее развитие артиллерии, и невольно представим войну, как нечто низменное и вечное;

- составление легенды карты: школьникам предлагается две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Учащимся надо подписать города, страны, определить время, озаглавить карту.

3. Школьников важно научить не только ориентироваться по карте, но и читать историческую информацию в самой карте. Учащиеся должны усвоить, что историческая карта – это важный источник знаний о прошлом. «Чтение» карты предусматривает запоминание не только условных знаков, выработанных в картографии, и последовательности их чтения на конкретной карте, но и рассказывает об историческом прошлом нашей страны.

4. При обучении локализации исторических событий на карте необходимо, чтобы учащиеся понимали, что исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определёнными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией.

При локализации событий целесообразно использовать следующие приемы:

- оживление карты. Прикрепление силуэтов, фигурок; передвижение фигурок способствует запоминанию исторических событий у учащихся, а учителю помогает вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчить процесс запоминания исторического материала;

- сравнение исторических и географических карт помогает четко фиксировать ориентиры и географическую пунктуацию (реки, моря, города);

- выполнение тренировочных заданий по локализации памятников культуры и религиозных центров, маршруты путешествий и торговых путей…;

- решение проблемных и творческих вопросов: объяснить, почему рекам в Древней Руси придали значение рек путей сообщения? (Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами).

Регулярная работа с картой как объектом анализа исторического прошлого показывает учащимся, какие познавательные возможности заключены в карте и как их можно использовать.

Объектом анализа могут стать и картосхемы, который А.А.Вагин назвал «алгебраическим отражением хода событий». Картосхемы освобождены от лишних деталей и призваны раскрыть только те моменты, без усвоения которых невозможно усвоить сущность исторического события.

По картосхемам целесообразно давать следующие виды заданий:

- соединить различные этапы битв в единое целое;

- группировка рисунков-картосхем;

- заполнение картосхем, отражающие одни и те же территории в различные периоды истории;

- составление собственных исторических маршрутов;

- прогнозирование хода битв;

- игра в «юных картографов». Например: представьте себе, что вы картограф 16 века, один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и предложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океана.

Для эффективной работы с исторической картой целесообразно сочетать 2 метода:

- аналитический (дедуктивный), который отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае учащиеся рассматривают различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи;

- синтетический (индуктивный), когда учащиеся получают чистую контурную карту, накладывают на нее географический фон, превращают ее в тематическую карту, наносят необходимые объекты и надписи.

Место исторической карты в процессе усвоения исторических знаний может быть различно.

1. Карта может служить географической конкретизацией исторического факта в процессе его сообщения учителем или чтение учебника.





Например: рассказывая о том, как варяги пробирались через нашу страну по Днепру, а затем через чёрное море в Византию, учителю целесообразно подкреплять изложение показом на карте: говоря о Неве, Волхове, Днепре показывать их на карте, провести указкой по всему пути «из варяг в греки». В сознании детей будет вырисовываться, графический образ этого пути – от Швеции – «направо» (через Финский залив, Неву, Ладожское озеро), дальше «вниз» (через Волхов, ильмень, Чёрное море) до Византии. Представление об этом пути без показа на карте было бы смутным, так как у детей слаба ещё способность воссоздания образа без конкретного восприятия.

Для того, чтобы завершить создание целостного представления, нужно сделать ещё указание на длину пути – должен заговорить масштаб карты. Длина пути «из варяг в греки»- около 3,5 тыс.км. Можно конкретизировать и это число: если бы варяги каждый день проезжали примерно 30км, то вест путь они могли бы проехать приблизительно в 120 дней.

Так помогает карта построить и закрепить «образ». Дети приобретают постепенное умение овладевать новыми представлениями, не только на основе конкретного восприятия, но и на основе представляющего конкретный факт символа (условного изображения карты).

Описанный выше характер работы с картой, при котором учитель рассказывает словами все содержание карты, должен быть обычным на первых порах работы по истории.

По мере того, как дети свыкаются с картографическим языком, карта может выступать иногда и как источник, из которого дети могут под руководством учителя черпать некоторые исторические знания.

Пример: изучая тему завоевания Московского государства в ХV1 веке. Учитель предлагает детям узнать об этом из карты Московского государства (Х1V- ХV11вв.) Дети находят с помощью учителя условный знак (краску) завоеваний ХV1в., находят места, отмеченные соответствующим цветом, показывают эти места, и тем самым, отвечают на поставленный перед ними вопрос, перечисляют завоевания. Они узнали названия земель, вошедших в состав Московского государства; они представляют себе и зрительно, где они находились, как проходила граница Московского государства. Карта дала детям реальное историческое знание. И учитель, и дети показывают соответствующий исторический объект на карте несколько раз. Таким образом, карта помогает и закреплению знаний.

2. Карта — объект исторического рассуждения, объяснения.

Пример: при изучении Северной войны можнопоставить перед учащимися проблему: Петр 1 искал удобных путей в Европу, до сих пор Московское государство пользовалось Архангельском как выходом на европейские пути. В чем было неудобство этого пути? Ответ на этот вопрос дается на основе анализа карты: Архангельск на берегу Белого моря; отсюда далекий путь в главные европейские государства; этот путь открыт для навигации лишь несколько месяцев в году; к тому же Архангельск расположен очень далеко от центра Московского государства.

Петр1 хочет открыть путь через Балтийское море. В чем удобство этого пути? И на этот вопрос дает ответ анализ карты. Выгоды завоевания берегов Балтийского моря, Поволжья, Средней Азии и многих других исторических положений могут быть извлечены, поняты на основе рассуждений по карте, на основе толкований карты детьми может проходить только на базе каких то предварительных историко — географических знаний (надо чтобы дети знали, что в Поволжье – чернозем, в Средней Азии – хлопок)

Такая работа с исторической картой на уроке реализует до конца возможности, заключенные в ней, как в пособии для изучения истории.

Все сказанное нами дает нам возможность наметить основные этапы работы с картой:

Общая ориентировка в карте (знакомство с общим ее содержанием и условными обозначениями) в связи с целевым обращением к карте.

Чтение карты, то есть нахождение, показ соответствующих объектов, определение местоположения исторических действий (где? куда? откуда?), словесное определение, описание указываемого местоположения.

Толкование карты, то есть объяснение связей исторического факта с исторической средой

Указанные этапы и должны быть реализованы в конкретной работе с картой на уроках истории.

Проследим их на примере конкретной работы: учитель приносит в класс новую карту, изображающую татаро–монгольское завоевание. Целесообразно вывесить ее после сообщения темы урока. «Узнаем, как на русские земли напал грозный враг с востока, из Азии…». Яркие знаки этой карты сразу ассоциируются с татаро – монгольским завоеванием. Дети под руководством учителя разбираются в условных знаках карты (пути походов, границы завоеваний и др.).

Карта дает реальные знания о походах татаро-монголов, о владениях золото — ордынских ханов. Учитель сопровождает свое изложение показом на карте, или дети прослеживают красные нити походов. Читаются или называются соответственные места. Привлекается историко–географическая характеристика мест и указывается, что татары шли через государства Средней Азии, Закавказья, земли болгар, города. И, наконец, выступает и «историко–географическое истолкование» — что привлекло татаро-монгол в тех или иных местах?

Почему хотели идти на Новгород? Почему не дошли до него? Почему не остались в центре завоеванных русских земель, а ушли в волжские степи?

С какими картами следует работать на уроках истории в начальной школе? Прежде всего, должны быть использованы карты, помещенные в учебнике. Но младшие школьники еще беспомощные в отношении карты, их надо учить смотреть карту и находить в ней нужное. К тому же маленькая карта учебника не может служить учителю для показа классу того, о чем он рассказывает и что дети должны увидеть и в своих картах. Это приводит, прежде всего, к выводу о том, что для работы в начальной школе необходимо иметь стенные карты, повторяющие карты учебника (точно или приблизительно). Параллельный показ является важнейшим приемом работы, который учат детей разбираться в масштабе карт, учат искать, находить, читать карту и выправляет ошибки детей, закрепляет знание карты. Стенные исторические карты должны иметь своей целью подготовлять и корректировать понимание тех карт, которые имеются на руках у детей.

Карты, настенные и в учебнике, представляют в большинстве случаев нашу страну в целом. Условными знаками на картах отображают факты, относящиеся не к одному, а к нескольким, следующим друг за другом этапам развития страны.

Такие карты удобны, как обзорные для повторения. При первичном прохождении материала они менее удобны, так как основной сюжет соответствующего урока загроможден дополнительными незнакомыми еще фактами. Это неудобство является особенно чувствительно в работе начальной школы, где так важен конкретный и четко выделенный образ и необходимо использовать тематические карты.

Тематические карты и ряда карт, рисующих положение страны в различные моменты истории, даёт возможность ставить очень важную, доступную и интересную работу для детей по сравнению ряда последовательно расположенных карт. Вот, например: ряд карт Московского государства в разные периоды его истории – прекрасный материал для беседы на тему о расширении Московского государства.

Тематические карты следует рассматривать лишь как вспомогательные, они должны служить только для лучшего восприятия нового вопроса на основной карте. Хорошо усвоенный материал нужно затем высвобождать от изображения тематической карты – учащиеся должны уметь свободно показать данный сюжет на любой карте. Достижение такого умения будет служить доказательством того, что тематическая карта сыграла свою роль.

Менее целесообразным является выделение для карты только маленького, соответствующего теме района. Такие, выхваченные из целого, карты районов не дают детям нужной ориентировки; дети воспринимают район изолированно, не связывают его со страной, не помещают его в страну. Схематический, конкретный фон всей страны даёт основные ориентиры. Если же учитель и пользуется иногда для повышения наглядности изложения картой, изображающей небольшой район, то необходимо предупреждать такую изолированность восприятия одновременным показом данного района и на большой карте. Нужно отметить, что в работе с картой очень важен и приём выделения части из целого и приём включения части в целое.

Исторические карты, дают своими условными обозначениями исторические факты, а не географические характеристики. На этих картах мы не видим зелёных низменностей, коричневых гор, жёлтых пустынь, и основная географическая характеристика местности теряется даже при наличии рек и озёр. Без конкретности географической характеристики все рассуждения о связи исторических фактов, явлений с географической средой теряют большую долю своей убедительности. Такой недостаток большинства исторических карт преодолевается включением в работу физико-географической карты, наряду с исторической.

Показав необходимый материал на исторической карте, необходимо показать тот же материал и на физической карте. По физико-географической карте даётся и характеристика исторических действий. Иногда целесообразно идти обратным путём – от физической карты к карте исторической.

Плодотворность такой работы покажем на примере урока о завоевании Кавказа: «плоская» историческая карта много не дает для рассказа о войне с горцами Кавказа, кроме определения местоположения военных действий. Использование учителем в своем рассказе физико-географической карты дает прекрасную характеристику высокогорной местности, которая определяла характер войны. Прием параллельного использования исторической и физико-географической карты является так же одним из лучших приемов работы с исторической карты.

Для первых шагов исторического обучения, которые начинаются при минимальных географических знаниях детей, работа с физико-географической картой должна лежать в основе всякой работы с картой. При такой работе в представлении детей закрепляется основной фон – представление о нашей стране. Исторические факты наносятся на постоянный фон – флажки с булавками и цветные шнуры, плакатики с названиями на булавках, появляющиеся на географической карте, по ходу изложения дадут максимальный эффект в первых навыках работы. Целесообразно использовать на уроке истории и политическую карту России.

Необходимыми являются в работе с исторической картой и немые контурные карты в руках у каждого учащегося. Самостоятельное нахождение на карте места исторических действий и фиксация его условным обозначением и надпись прекрасно закрепляет историко-географические знания детей.

Основные приемы работы с картой на уроке истории:

Дети показывают на настольной карте показанное учителем на стенной карте – в целях закрепления историко-географических знаний.

Дети находят на карте названное, но не показанное учителем – когда речь идет о знакомых уже детям географических объектов – в целях применения знаний.

Дети находят на карте названное в учебнике – в целях воспитания навыка полноценного чтения исторического текста.

Дети находят в настольных картах то, что учитель показывает на стенной карте и обратно – в целях развития навыка быстрой ориентировки в различных картах, в целях умения использовать показанное учителем в помощь своей самостоятельной работы.

Дети показывают на физико-географической или политической карте то, что было показано на исторической карте, или обратно — в целях быстрой ориентировки и соотнесения исторических фактов с географической характеристикой местности.

Дети рассказывают, описывают по карте местоположение, путь, который они видели на карте – в целях упражнения в расшифровке картографического языка.

Дети отвечают на основе изучения карты на различные вопросы учителя – с целью воспитания навыков, извлечения из карты исторических знаний.

Дети ищут по карте объяснение тех или иных фактов – в целях воспитания навыков толкования карты и установления связи исторических фактов с географической средой.

Дети сравнивают несколько карт и указывают, что изменилось за определенный период — в целях воспитания навыков наблюдать историко-географическое развитие.

Дети показывают все необходимое по карте в ходе своего ответа – в целях выработки навыка полноценного исторического изложения.

Дети заштриховывают, прочерчивают, отмечают по контурной карте определенные исторические объекты, надписывают соответствующие названия, хронологические даты – в целях закрепления и соотнесения исторических фактов определенного времени с географическим их определением, в целях воспитания навыков самоконтроля.

Литература.

Вагин А.А. Методика обучения истории. – М., 2006.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 2005.

Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства, — М., 2004

Галкович Б.Д. К вопросу об историко-картографическом методе исследования. – М., 2007.

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории, — М.,2006

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие, — М.,2006

Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д, 2006