Статья Проектная деятельность на уроках истории

Проектная деятельность на уроках истории.

Над данной методической темой я работаю с 2008 г второй год, накоплен определённый опыт, которым сегодня я бы хотел поделиться с коллегами. Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности.

Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. Выход я нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Оценивая уровень сформированности таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель: (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество;интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, вычленение существенного признака, обобщение);оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников — считаю целесообразным использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 5 класса и предлагаю несколько видов проектов:«Моя родословная»; «Герб моей семьи»; «Биография моего предка»Начиная с 7 класса в своей работе начинаю использовать следующие методы -проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;Приемы, используемые на уроках и внеурочной деятельности:- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;Для развития познавательной деятельности использую в своей практикенетрадиционные формы уроков:- урок-конференция,- семинар по защите творческих проектов,- ролевая игра, урок-путешествие,- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;

Наиболле эффективными формами работы считаю:групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

Очень продуктивно проходят ролевые игры, например ролевая игра «Мы выбираем», даннаЯ игра проходит в нашей школе 2 раза, мы выбирали мэра города дружбы. В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще.Так как эти игры формируют социальный опыт.Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла. Показателем роста интереса служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад и творческих конкурсов.Творческие проекты особенно актуальны в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме.Мой опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике;

расширение кругозора учащихся;

выявление лидерских, организационных способностей;

раскрываются инициативность, творческий потенциал. Но есть и определенные трудности:

трудоемкий метод- учитель затрачивает много времени, что очень тяжело при большой нагрузке;

мало интересных, нестандартных форм презентаций.

Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является:

повышение творческой активности учащихся на уроке;

развитие их логического и критического мышления;

расширение кругозора школьников.Главный результат — компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.