Статья Проблема чтения детей Размышления учителя

Проблема чтения среди детей

Размышления учителя

Почему дети стали меньше читать? Как изменить эту ситуацию? Наверное, над этими вопросами задумывался любой педагог или родитель.

Я – учитель, работающий в школе. Мне приходится на практике убеждаться в том, что речь детей оскудевает, умение понимать прочитанное ослабевает. Точно, правильно сформулировать свою мысль всё чаще у учеников вызывает затруднения. И всё-таки нельзя сказать, что совсем нет читающих детей. Поэтому так важно их не «потерять», сохранить у таких детей желание читать ради удовольствия.

А ведь именно чтение «для души» становится редкостью. В результате процессов модернизации жизни чтение становится более функциональным, то есть люди читают в основном для того, чтобы получить информацию. В то же время чтение приобретает всё боле развлекательный характер.

В сравнении с видео- и аудиоинформацией печатная информация труднее усваивается и запоминается. Для того чтобы читать текст и, самое главное, понимать его и уметь анализировать нужно интеллектуально потрудиться, суметь сосредоточить внимание.

Может быть, именно нежелание заставить себя думать, размышлять, сосредотачиваться и приводит к тому, что люди всё чаще обращаются к телевизору или компьютеру.

Но ведь плохое умение понимать прочитанное приводит к функциональной безграмотности, то есть всё чаще у людей возникают проблемы при работе с текстом в повседневной жизни. Это может проявиться, например, при заполнении официальных документов, в понимании различных инструкций, рецептов и так далее.

Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.



Экономический кризис 90-х годов не мог не сказаться на культурном и образовательном уровне нации. Но именно в это время по уровню читательской культуры Россия была на втором месте после Японии. Данные современных социологических опросов поражают. Так 37% россиян не читают книг совсем, 52% не покупают газет и журналов. Для сравнения во Франции читают прессу 80%, в Норвегии – 85%, в Японии – 95% жителей. По данным Левада-центра, 52% россиян не покупают книги, 73% — не пользуются библиотеками, 48% — не имеют домашних библиотек. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира.

Именно чтение, как одно из условий эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет успешность человека в жизни. А если посмотреть дальше, то может оказаться, что благосостояние государства зависит от умения его граждан думать, делать логические умазаключения, образно мыслить, в конце концов точно понимать прочитанное, убедительно доказывать свою точку зрения.



Но, как говорится, это всё «слова, слова, слова…» Что же на практике? Любовь к чтению воспитывается с малых лет. Помочь этому могут и родители, и учителя, и СМИ, но только все вместе.

Мне кажется, что надо убеждать родителей в необходимости устраивать семейные чтения. И с маленькими детьми, и с подростками можно и нужно читать вместе вслух книги. Важно, чтобы родители интересовались, какую книгу в последнее время прочитал ребёнок, и, самое главное, обсуждали прочитанное. Но, конечно, при этом родителям надо самим эту книгу прочитать. При этом нельзя упускать из виду современную детскую литературу. Помочь разобраться в её многообразии может библиотекарь как школьной, так и районной библиотеки. Если фэнтези или мистическая литература увлекает современного читателя, то чтение книг этих жанров поможет родителям лучше понимать своего ребёнка, жить его интересами.

Школа также не может оставаться в стороне от этого процесса. Мне кажется, учитель может использовать в этой благородной работе разные приёмы:

конкурсы читательских дневников;

конкурсы рисунков к прочитанным книгам;

конкурсы презентаций прочитанных за четверть (триместр, полгода, год) книг;

конкурсы стенгазет;

конкурс «Самый читающий класс»;



дни чтения в школе;

экскурсии по литературным местам;

библиотечные уроки;

тесная работа с районной библиотекой;

фестиваль творческих работ «Моя любимая книга», «Любимые книги моей семьи»;

составление детьми списка «100 самых читаемых книг XX столетия (2012 г., 2013 г.)»;

уроки внеклассного чтения.

Кроме того, важно учителю больше читать вслух на уроках. Один урок в конце каждой четверти можно отводить только для чтения вслух или прозы, или поэзии.

СМИ также может сыграть положительную роль в воспитании любви к книге.

Я не претендую на глубокое осмысление проблемы чтения детьми. Но согласитесь, эта проблема существует. И высокая, благородная миссия учителя состоит в том, чтобы он постарался сделать чтение увлекательным занятием для ребёнка.

Гулимова Татьяна Олеговна