Статья Православное понимание семейного воспитания

Православное понимание

ценностей семейного воспитания

Подготовила преподаватель

православной культуры Соловьёва Л.В.

В наше трудное и суетное время, мы стремимся обеспечить детей своих материальными благами, накормить и одеть их не хуже чем окружающие. А до воспитания не доходит черед, не хватает времени. Кто же заполнит эту вакансию? Улица? Телевизор? Компьютерные игры? На улице ребенок видит беззаконие и безнравственность, по телевизору насилие и жестокость, специфические игры на компьютере реализуют вышеназванные действия. Неискушенный детский ум решает, что все в жизни можно и должно купить, главное сила и жестокость, благородство и скромность — раритет средневековых романов. Этого ли мы хотим? Или нам вовсе безразлична судьба потомства своего? Давайте задумаемся! Если есть в нас хоть капля здравого смысла, если мы не окончательно деградировали духовно, то мы просто обязаны обратить самое пристальное внимание на то, чем живет наш ребенок, чем интересуется, что читает или смотрит по телевизору. Мы должны постараться, как только возможно оградить свое чадо от действия новомодных учений, которыми стараются затуманить головы молодому поколению те, кто видит в этом смысл своей жизни. Это очень трудно.

Мы стремимся восстанавливать храмы и монастыри, открываем новые православные учебные заведения, но все это будет малополезно, если не возродить души людские, если не раздуть ту угасающую искорку православной веры, которая тлеет в сердце каждого русского человека. И пусть трудно перевоспитать взрослого человека, пускай практически невозможно перевоспитать престарелого, но правильно воспитать детей своих – это наш долг.

Россия пережила немало кризисных ситуаций. В эти трудные минуты русского человека спасали твёрдая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались в семье. Семья по учению православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Церковь сама по себе, без участия воли человека не может изменить семью. Речь идёт о влиянии веры и церкви на семью через воспитание личности в покаянии, работе над собой и общении со святыней.

Вообще в чём смысл семьи? Смысл в том, чтобы ребёнок научился доброте и любви. Только в семье может ребёнок научиться любви. Любовь такое качество, которое нельзя развить через информацию. Нельзя сказать о ней, она должна быть прочувствована, как и доброта. Семья вырастает из любви, живёт её, и любовь эта передаётся ребёнку. Благодаря теплу отчего дома, семье, у него будут рождаться светлые чувства, уважительное отношение к людям. Ребёнок с ранних лет будет задумываться о смысле человеческой жизни, о том, как сделать её полезной и для себя, и для всех ближних. Отцовская и материнская линия поведения в русской семье , издревле, органически соединялась в выстроенном семейном укладе и благотворно влияющем на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и включаться в неё по мере сил и способностей.

Почитание родителей, послушание им воспринималась детьми как необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Духовная жизнь в любви должна проявляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга».

В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также все возможные проявления истинной любви: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине». Семейная жизнь, основанная на такой любви, будет радостной.

Семья – это центр жизни любого человека, в которой растут дети, растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными благородными мужчинами и женщинами. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть свих детей –не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

В семье у каждого члена есть своё место При этом место ребёнка – только после отца, матери, старших братье и сестёр. Всегда ли мы это понимаем? Порой маленький ребёнок является центром, вокруг которого вращается вся жизнь семьи. Почему тогда удивительным кажется эгоизм повзрослевшего подростка, его пренебрежение к взрослым и даже родителям? В народной педагогике есть понятие «слепая материнская любовь»: эта любовь матери, возводящей своего ребёнка на пьедестал, с которого потом он будет пренебрежительно относиться и к матери, и к отцу, да и к другим людям. Материнство и отцовство – это, прежде всего, огромный труд и жертва своими интересами.

При воспитании детей нужно стараться при всяком случае возбуждать и поддерживать в детях нравственное чувство и силу совести. Родители должны говорить с ними чаще о достоинствах и недостатках людей. Показывать им примеры людей добродетельных, как достойных любви, уважения и подражания, а также указывать последствия пороков в людях порочных, чтобы, питая в детях уважение к добродетели, в тоже время питать и отвращение к порокам.

В семье наших ещё недавних предков через общение и совместный труд традиционно переходила передача опыта от одного поколения к другому. На ребёнка с раннего возраста смотрели, как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения. Этому способствовал весь уклад православной семьи, а также правильное понимание целей самого воспитания. Главная цель которого- сформировать у ребёнка понимание того, что является нормой в его поведении. Воспитание предполагает создание у ребёнка определённой системы ценностей, в том числе в семейных отношениях.

Родители должны благоразумно оберегать своих детей от худых наклонностей, подавлять в детях своенравие, мстительность, вражду, холодность к предметам веры, непочтительность к старшим, в то же время укоренять почтительность к старшим, радушие ко всем, кротость, миролюбие, доброжелательство, услужливость, трудолюбие, искреннее уважение к невинности и чистоте нравов.

Как мы любим своих детей и несём ответственность за их воспитание, такими они и вырастут. Морально-нравственные нормы, которые родители хотят воспитать в своих детях, зависят от мировоззренческой позиции родителей и их выбора. Семья должна стать островом любви, только она может помочь ребёнку преодолеть агрессию этого мира, раскрыв всю красоту мироздания. Открыть для детей богатый духовный мир наших предков, показать им наши святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества –долг и нравственная обязанность каждого из нас. Мудрость воспитателя в том и состоит, чтобы, не навязывая ребёнку выбор его жизненного пути, вместе с тем формировать этот выбор.

Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это – счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые встретятся на их пути.