Статья Повышение уровня самостоятельности старшеклассников на уроках математики

Повышение уровня самостоятельности старшеклассников на уроках математики.

Государственное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательный лицей-интернат “Педагогический” г. Таганрога,

г. Таганрог.

Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению.

В. Коверин.

Система образования во все времена откликается на заказ общества, государства. За последнее десятилетие Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что, безусловно, предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к выпускникам школ в частности. В Концепции модернизации образования на 2010 год записано « Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся…» , то есть развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в условиях выбора, прогнозируя их возможные последствия. В связи с этим сегодня перед школьным образованием стоит одна из важнейших задач – не стремление учителя передать все знания в готовом виде, а помочь учащимся стать творческими, активными и уверенными в себе людьми, способными принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира и быть готовым и к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Исторически сложилось мнение, что школа обязана « давать » знания, а ученики должны их « получать». Но такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер, то есть учащиеся должны запомнить готовые знания и впоследствии их воспроизвести. Но учитывая современные условия, следует обратить внимание на то, что способности к обучению и умению работать самостоятельно ставятся выше полученного набора определенных знаний, хотя сами знания также являются необходимыми.

В течение последних десятилетий проблема организации самостоятельной работы учащихся привлекает пристальное внимание педагогов, психологов, методистов. Самостоятельность рассматривается не как самоцель, а как необходимое условие улучшение качества образования, повышения эффективности деятельности учащихся. Овладение методами самостоятельной работы дает старшеклассникам возможность не только для успешной сдачи ЕГЭ, а также для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Ведь еще в 18 веке И. Кант в своих философских лекциях говорил о том, что для студентов будет полезнее не овладение готовыми источниками, а самостоятельные размышления и умозаключения.

В связи с вышесказанным хочется остановиться на некоторых видах самостоятельного приобретения знаний учащимися:

1 Работа с учебной литературой.

2.Работа над ошибками.

3. Лабораторные, практические работы.

4.Подготовка докладов, рефератов, презентаций.

При обучении старшеклассников необходимо больше времени отводить на самостоятельную работу учащихся, ведь некоторые из них даже не знают, как работать с учебной литературой, как найти изучаемый параграф в учебнике. Поэтому начать можно с объяснения того, как надо работать с учебной литературой. Объявив в начале урока тему, можно попросить учеников найти ее в книге по оглавлению и разобрать самостоятельно по данному плану:

1 . Обдумайте заголовок. 2.Прочитайте содержание пункта (параграфа). 3.Выделите все непонятные слова и выражения и выясните их значение. 4.Выделите (выпишите, подчеркните) основные понятия, правила.

5.Запишите и выучите определения понятий, правила. 6.Разнообразьте иллюстрации (чертеж, схему, рисунок). 7.Разберите примеры в тексте и придумайте свои. 8.Составьте схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения .9.Запомните материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, повторение трудных мест и т.п.) .10.Ответьте на конкретные вопросы в тексте.

Итогом данной работы будет заполнение рефлексивного листа и анализ своей работы на уроке

Не понял(а)

Не знал(а)

Понял(а)

Узнал(а)

Могу

применять

Буду над этим работать

Правильное выполнение работы над ошибками также является приобретением знаний. Иногда эта работа сводится только к тому, что учитель или ученик запишет на доске правильное решение, а остальные, не задумываясь, перепишут его в тетрадь. Но пользы от такой работы не будет. А вот если ученик сделает это самостоятельно, да еще и выяснит причины ошибки и способы их избежать; как действовать и какие методы надо применять для правильного решения, правильно выполнит подобное задание, то приобретет знания и навыки решения задач по данной теме. Ведь еще Л.Н. Толстой говорил, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Лабораторные и практические работы как вид самостоятельного приобретения знаний учащимися чаще всего используется на уроках физики, химии и очень редко на уроках математики. Хотя использование этих работ позволяет лучше воспринимать новый учебный материал, закреплять полученные ранее знания и применять их на практике, повышать интерес к предмету. При выполнении работ у учащихся рождается истина, новое знание и понимание математических законов на практике. Цель практических работ — применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. При выполнении таких работ учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Главное различие лабораторных и практических работ в том, что на лабораторных работах основным является процесс формирования экспериментальных, а на практических — конструктивных умений учащихся. Отметим, что к экспериментальным умениям относятся такие ,как умения самостоятельно моделировать эксперимент; обрабатывать результаты, полученные в ходе работы; умение анализировать, делать выводы и др. Лабораторные работы на построения предполагают обучение строить графики функций. Такие работы способствуют более глубокому пониманию свойств функций. В процессе построения графика какой-либо функции учащийся осознает, как ведет себя эта функция на каком-либо промежутке. Например, при построении графика квадратичной функции большинство учеников понимают и наглядно видят зависимость графика квадратичной функции от старшего коэффициента. Кроме того, можно провести лабораторные работы на построение графиков степенных , логарифмических и др. функций и изучение их свойств; а также на построение сечений многогранников и др. Особое место занимают лабораторные работы с использованием ИКТ . Наглядность в обучении играет важную роль, а использование компьютера прекрасно демонстрирует ученикам и свойства графиков функции.

является подготовка докладов, рефератов, презентаций .Реферат ( от латинского «referre» -докладывать, сообщать ) способствует расширению и углублению знаний учащихся. Реферат состоит из титульного листа, оглавления (соответствует плану), введения, основной части и списка использованной литературы. Объем реферата – не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала (11 страниц, отпечатанных через полтора интервала). В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом. Готовый реферат предоставляется учителю для проверки. Работа над рефератом формирует навыки информационного поиска, способствует развитию самостоятельного мышления, требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа, делать выводы. В процессе подготовки реферата учащийся учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая, таким образом, первоначальные навыки научно-исследовательской деятель. Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где ученик раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует, не торопясь, прочитать вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы. Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли. При создании презентации следует учитывать не только подбор материала, но и его изложение с использованием ИКТ. Использование интернет- ресурсов в самостоятельной работе способствует активизации познавательной деятельности, позволяет совершенствовать информационную культуру, формировать навыки аналитической и исследовательской деятельности обучаемых Повышение уровня самостоятельности старшеклассников еще с давних времен остается актуальным. Еще в 18 веке А. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены, всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть этого собственной деятельностью, , собственными силами, собственным напряжением И в заключение следует отметить, что в условии модернизации школьного образования самостоятельное приобретение знаний будет занимать особое место даже в самых новейших технологиях, так как основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Литература

Школьный курс математики как база при освоении соответствующей дисциплины в ВУЗЕ преподаватели кафедры математики ДВГУПС Марченко Л.В.,Костина Г.В.