статья по здоровьесбережению_40996

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В последнее время наблюдается значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей и это стало общегосударственной проблемой. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека я, как классный руководитель, внедряю в деятельность своего класса здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие воспитательные задачи — приучить школьников к активной здоровой жизни.

Основными направлениями моей работы стали:

1. Здоровьесберегающая организация учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

2. Физкультминутки на уроках.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Воспитательная роль семьи в формировании у школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательных процессов в режиме профилактики и охраны психологического здоровья школьников.

6. Проведение массовых оздоровительных мероприятий.

При планировании и проведении уроков я ставлю не только образовательные, но и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я стараюсь снизить темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание, подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок должен получать от урока только положительные эмоции, ощущать комфорт, защищенность и испытывать интерес к учебе. Большое значение имеет психологический климат на уроке, так называемая мажорность урока.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Я стараюсь со своим классом придерживаться демократического стиля общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности и школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

Важно правильно построить диалог с ребенком — создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.

Я, как учитель математики и классный руководитель, считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Это и температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Сегодня компьютер является помощником учителя, однако задача педагога сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.





Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Рекомендуется проводить небольшую глазную гимнастику (например, посмотрели в окно, увидели, что там идет снег, льет дождь и т.п.). Физминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Обязательно нужно следить за позой учащихся во время урока. Помимо этого, необходимо проводить активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Важно правильно построить диалог с ребенком — создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.

Не только урок, но и любое внеклассное мероприятие должно носить положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети должны получать положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

Необходимо правильно организовывать спортивную работу с учащимися, проводить спортивные соревнования, игры. В школе должны проводиться дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки.

Отдельное внимание в классе необходимо уделять гигиене. Я, как классный руководитель, отслеживаю чтобы все учащиеся имели сменную обувь, перед едой мыли руки.

Необходимо большое внимание уделять также и профилактической работе с учащимися. В классе должна быть создана и успешно реализовываться программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

В различных формах учащиеся должны получать информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. Необходимо регулярно проводить конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Также должно уделяться внимание и профориентационной работе, где надо рассказывать не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся. В детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. В связи с этим организм ребенка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах – источнике пластического материала и энергии.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения и др. Я, как, классный руководитель, стараюсь привлекать к внеклассным мероприятиям школьного врача, который беседует с ребятами на темы “Полезные и неполезные продукты”, “Рекомендации по правильному питанию” и т.д.

Неотъемлемой частью работы классного руководителя является работа с семьей. Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества.

Поэтому основная воспитательно – разъяснительная работа ведется мною, как классным руководителем, в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

В своём классе при работе с родителями я придерживаюсь следующих направлений:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний; индивидуальные беседы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой паспорт здоровья»)

5. Участие в конкурсах стенгазет и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

6. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования).

Многое из перечисленного здесь приемлемо для применения в любой школе. Внедряя в практику работы данные приёмы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.