статья по здоровьесбережению

Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Здоровье – это богатство, которое мы получаем один ра з в жизни, а тратим — всю жизнь, поэтому педагоги, родители должны сформировать у детей глубокое научное понимание сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важнейшей и приоритетной задачей нашего общества.

Сегодня я хочу познакомить вас с опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Все, чем хочу с вами поделиться, можно условно разделить на 2 блока:

1 блок – “Теоретический”. Презентация.

2 блок – “Практический”: Комплекс упражнений, направленный на создание благоприятной, комфортной психоэмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.

1. Теоретический блок. ( Презентация)

«Формирование здоровьесберегающего пространства и применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Одной из приоритетных задач системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьника.

По мнению специалистов 75% всех болезней человека заложено в детском возрасте.

Среди появившихся на свет младенцев здоровы около — 30%

К моменту поступления в школу здоровыми считаются – 20%

Здоровьесбережение детей — это одна из актуальных проблем 21 века.

Актуальность данного вопроса:

Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний

Изменение структуры хронической патологии

Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов

По данным исследований специалистов:

За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза:

Численность близоруких увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%

Детей с нервно- психическими расстройствами с 6% до 16%

С нарушением осанки с 2% до 16%

Одна из частых патологий – нарушение остроты зрения около 30% — 40 %

Именно эти заболевания относятся к группе « школьных заболеваний».

Причины:

Неблагополучие психологического климата школьных коллективов;

Невыполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса;

Неоправданная интенсификация образования;

Отсутствие специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей;

Отсутствие системы восстановления работоспособности;

В этих условиях внедрение в практику здоровьесберегающих технологий является одним из эффектных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и обеспечение уровня здоровья детей.

В 5 «А» классе МАОУСОШ №14 обучается 19 учеников.

Результаты обследования здоровья учащихся и уровень заболеваемости не оставили меня равнодушной. Вот результаты отклонения здоровья школьников

Здоровые дети – 19%

Количество детей имеющих патологии – 81%

Общая картина патологий

Плоскостопие 16 17%

Нарушение осанки 34 36 %

Сердечно – сосудистые 3 3 %

Органы дыхания 3 3 %

Гастрит 5 5 %

Нервная система 8 8 %

Прочие болезни 9 9 %

  Среди учеников есть такие, которые имеют два, а то и три заболевания одновременно. Эти данные заставляют серьёзно задуматься учителей школы о сохранении здоровья младших школьников.

Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья младших школьников без потери его качества

Школа – это территория здоровья.

«Забота о здоровье детей – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» — писал В.А. Сухомлинский.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».

Физическое здоровье – уровень роста, развитие систем организма.

Психическое здоровье – состояние психической сферы и душевного комфорта.

Социальное здоровье – это моральное самообладание, самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.

Нравственное здоровье — система ценностей, мотивов поведения в обществе.

« Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии .

ТЕХНОЛОГИЯ — это чёткий ответ на вопросы:

- Что надо делать? Как и в какой момент времени?

Здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как совокупность приёмов, методов организации обучения школьников без ущерба здоровья и как качественную характеристику любой педагогической технологии.

Прилагательное «здоровьесберегающая» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса-ученика и педагога

Мы ищем самые оптимальные пути обучения детей, используя педагогические технологии .

игровые технологии,

разноуровневая дифференциация,

технология деятельностного метода,

информационные коммуникативные технологии,

технология проектной деятельности,

перспективно — опережающего обучения и др.

« Грамотная забота о здоровье учащихся – это не только важнейшая задача каждого учителя, но и индикатор его профессионализма» Н,К. Смирнов

Прежде всего мы рассматриваем концепцию здровьесбережения в форме структурно – логической схемы:

цели — принципы и задачи — средства — условия — результаты

ЦЕЛИ: Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья.

Сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать их в повседневной жизни.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ:

просвещение учащихся;

повышение мотивации учащихся;

создание эффективного психологического климата на уроке;

выбор адекватных средств и методов;

фиксация проблем.

Основными принципами здоровьесберегающих технологий в нашей работе стали:

профессиональное сотрудничество

многообразие форм и методов

личностная ориентация действенный оптимизм

одним из главных является :

« НЕ навреди!» — учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

1. Сохранение здоровья и рост уровня физического развития.

2. Повышения приоритета здоровья.

3. Повышение мотивации к учебному процессу и качества знаний.

4. Создания комфортной среды.

5. Поддержка родителей деятельности начальной школы по воспитанию здоровья.

Как сделать так, чтобы обучение было в радость?

Здоровьесберегающая организация учебного процесса:

Направлена на – обеспечение психического здоровья ребёнка.

Опирается на – преемственность, вариативность и прагматичность )

Достигается через - учет особенностей класса, использование приёмов, способствующих появлению интереса к учебному материалу, создания условий для самовыражения.

Приводит к - снижению утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы — это рациональная организация урока. От уровня гигиенической рациональности зависит функциональное состояния учащихся в процессе учебной деятельности.

Урок – зона психологического комфорта.

Это форма организации педагогического процесса, при которой учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся.

Урок может считаться здоровьесберегающей формой обучения, если будут выполняться педагогические условия:

Выполнение санитарно-гигиенических условий.

Использование элементарной диагностики утомляемости

Применение способов снижения утомления

Создание благоприятного психологического климата

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии:

Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием передовых педагогических технологий.

Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении общедидактических принципов и методов.

Установление межпредметных связей, интеграция обучения.



Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих технологий ( физкультминуток, игр…)

Соблюдение режима работы с ТСО ( компьютером)

Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности учащихся.

Использование на уроке уровневой дифференциации обучения.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебного процесса.

Активизация развития всех сфер личности учащихся.

Главное в применении здоровьесберегающих технологий это не слова, а практический опыт.

Наша школа работает в одну смену. Занятия начинаются в 8 часов 30 мин. На всех уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности нами соблюдаются требования СанПиНа (световой, тепловой, воздушный режим, чистота, а также требования к использованию ТСО в обучении). Кабинеты классов отличаются от других кабинетов чистотой, уютом и комфортом, во всех кабинетах стоят новые парты, соответствующих размеров, хорошее освещение. Каждый кабинет не похож на другой. комнатных растений, Систематически проветриваются кабинеты перед уроком и на переменах.Если класс не проветривается и плохо освещен, то никакие педагогические технологии не помогут сохранить здоровье учащихся! Учёные Всемирного института Здравоохранения провели исследования и пришли к выводу: при нарушении водного баланса снижается работоспособность учеников. Если ученик выпивает 1 л – 1,5 л воды в сутки, то коэффициент умственной работоспособности повышается. Поэтому в школе стоит куллер с водой и одноразовыми стаканчиками..

В кабинете оформлены «Уголки здоровья», где содержится информация о профилактике здоровья, правильном питании, гигиенические правила, упражнения для гимнастики.

От соблюдения психолого- педагогических условий проведения урока в основном зависит состояние школьников в учебном процессе. Каждый урок мы начинаем с эмоционального настроя учащихся, снижения эмоциональной напряжённости, создания «ситуации успеха»

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения используем на уроках малые формы физической активности учащихся- физкультминутки: перед началом урока и в зависимости от утомляемости учащихся. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Упражнения для профилактики « школьных болезней»:

Упражнения по формированию осанки( с книгой, мешочками и т. д.)



Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания

Укреплению мышц рук.

Упражнения для ног ( резиновые коврики для массажа, скалки)

Гимнастика для глаз ( метод Базарного, таблицы Шульца)

Дыхательные упражнения

Эмоциональные разрядки.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрения у школьников. Близорукость и другие расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации: расширить зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи специальных приёмов

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Я провела анкетирование учащихся и выяснила, что режим дня выполняют лишь 30% учащихся. Большинство детей свое свободное время тратят не на прогулки и занятия спортом, а проводят время за компьютером и телевизором (63%). При всем этом утреннюю зарядку делают всего 15%. В результате – малоподвижный образ жизни, гиподинамия

Следует регулярно проводить «Дни здоровья». Программа этих дней может быть разнообразна. Это и весёлые старты, различные экологические конкурсы.

Основной показатель здоровья – это мониторинг состояния здоровья учащегося, его знаний, умений, состояния благополучия. Информация собирается в процессе мониторинга и записывается в «Паспорт здоровья ученика». Паспорт содержит данные физического и психологического развития, уровень здоровья, индекс благополучия, развития познавательных процессов. Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния детей, по уменьшению их заболеваемости определённого времени; по снижению уровня тревожности агрессивности Результаты диагностики.

«Удовлетворённость младших школьников образовательным процессом, его различными сторонами.» декабрь 2012г

Цель: создание социально- психологических условий для развития познавательных возможностей младших школьников. Дан общий индекс удовлетворённости. 5 кл.

Деятельностной стороной образовательного процесса — 92%

Организационной стороной ОП — 67%

Социально психологической стороной ОП — 62%

Административной стороной — 70%

Групповой индекс удовлетворенности — 74%

Результаты диагностики « Оценка школьной мотивации»( 5 кл.)

Высокая школьная мотивация — 26%

Нормальная школьная мотивация — 43 %

Школа привлекает внеурочными занятиями — 21%

Низкая школьная мотивация — 9 %

Ежегодно идёт систематический контроль за состоянием здоровья учащихся, особое внимание уделяется предупреждению и профилактике заболеваний.

Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволило сократить количество учебных дней пропущенных по болезни .

Итогом совместной деятельности педагогов, психолога, медицинских работников и родителей по вопросу сохранения здоровья наших детей являются такие результаты:

уменьшилось количество пропусков по болезни;

у учащихся наблюдается положительное отношение к своему здоровью;

формируются привычки, характеризующие здоровый образ жизни;

повысился интерес к школьным дисциплинам;

учащиеся успешно усваивают программный материал;

заметно улучшились общие показатели в учёбе.

« Если человека часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе; если человек живёт с чувством безопасности – он учится верить другим; если человеку удаётся достигать желаемого – он укрепляется в надежде; если человек живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь, а значит сохранять самое ценное – здоровье».

2. Практический блок.

Переходим ко второму блоку работы. Предлагаю вам познакомиться с комплексом упражнений направленных на создание благоприятной, комфортной психоэмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе школьника.

“Скорая помощь”

Цели:

Снятие эмоционального напряжения; улучшение работоспособности;

Развитие межполушарных связей; развитие мышления, внимания.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движения руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону; П – правая рука поднимается в правую сторону; В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в следующем порядке: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами. А Б В Г ДЕ Ж З И КЛ М Н О ПР С Т У ФХ Ц Ч Ш Я

Л П П В ЛВ Л П В ЛЛ П Л Л ПВ П Л П ВЛ В В П Л

Экспресс – приемы по снятию эмоционального напряжения

“Мудра Жизни”

Мудры – особые положения пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.

Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Мудра “Лестница небесного храма”

Снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

Мудра “Зуб Дракона”

Выполняя эту мудру, человек приобретает силу, мощь, духовность. Мудра оказывает целительное действие при стрессовых состояниях, эмоциональной неустойчивости, помутнении сознания, нарушении координации движений. Большие пальцы рук согните и прижмите ладонями у основания указательных пальцев. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижмите ладонями. Указательные пальцы обеих рук выпрямите и направьте вверх.

Мудра Знания

Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память, активизирует потенциальные возможности. Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.

В конце каждого учебного дня я применяю метод “Пяти пальцев”:

Метод “Пяти пальцев”



(подведение итогов)М (мизинец)- Мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Ц (безымянный палец)- Близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец)- Состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец)- Услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или “поспособствовал”?

Б (большой)- Бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?