статья по теме Пути формирования у учащихся положительной мотивации к изучению русского

Пути формирования у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка и литературы

Баева Виолетта Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №273 имени Л.Ю. Гладышевой

Изучение русского языка и литературы является неотъемлемой частью образования российского гражданина. Знание языка и культуры родной страны – необходимое условие общего образования человека. Но самой главной мотивацией для изучения языка и литературы, как, впрочем, и любого другого предмета, является интерес к тому, что изучаешь. Поэтому основным принципом мотивации можно считать следующий: «Учиться с интересом!»

Хороший интересный урок не может быть без использования современных компьютерных и педагогических технологий. Какие же приемы и методы можно использовать на уроках словесности?

Работа в малых группах

Работа в диалоге

Дебаты

Театрализация

Игротехника

Критическое мышление

Школа проектов

Музейная технология

Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская как технология нового образования стала широко пропагандироваться на уроках словесности примерно 15 лет назад. Привлекают педагогические принципы мастерской: не объяснить, а дать возможность понять, не научить, а создать условия для обучения, чтобы хотелось учиться, создать атмосферу творчества и сотрудничества.

На уроке всегда была важна обратная связь, интересны мнения и суждения учеников. Вступить с учеником в диалог и создать условия для того, чтобы он мог вступить в диалог писателем, с одноклассниками, с самим собой – и этот принцип новых педагогических технологий сегодня принимается безоговорочно.

Однако в условиях современной поурочной системы мастерские никак не укладываются в учебный план, а еще есть программа, изучение которой никак не получается «уложить» в рамки мастерской. Тогда использование некоторых приемов мастерской в рамках обычных уроков вносят необходимую, на мой взгляд, интригу в каждый урок. Постепенно уроки становятся неким сочетанием всех известных приемов. Теперь уже трудно представить свой урок

без элементов творческого письма,

без ассоциативных рядов слов,

без обращения к личному опыту учеников,

без театрализации и рисования,

без формулировки вопросов к тексту не учителем, а учениками…

Использование тех или иных приемов в структуре урока определяется, прежде всего, целями и задачами урока. Важной составляющей, на мой взгляд, является начало урока. Суметь «включить» ребят в урок, заинтересовать, заинтриговать – задача не самая простая. Тогда прекрасно работают приемы индуктора, взятые из технологии педагогической мастерской.

Например, при изучении темы «Поэты-символисты» в 11 классе на первом уроке я даю учащимся задание: запишите слово СИМВОЛИЗМ печатными буквами и составьте из слова ассоциативные слова. Интересное задание! Ребята, как ни странно любят игру со словом, и работа началась очень интересно.

Но не всегда получается придумать индуктор, и тогда интригующим может стать сама формулировка темы урока. Иногда это просто выписанное на доске название художественного произведения и просьба ребят объяснить название, исходя из собственного опыта.

Например, на доске написано название романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это произведение о чем? И независимо от того, успели прочесть роман или нет, главный конфликт формулируют сразу: проблема взаимоотношений отцов и детей.



Или «Бесприданница» — это кто? Та, у которой нет приданого. А что такое приданое? Деньги. А только ли деньги или имущество может выступать приданым? Вопросы, вытекающие один из другого, — прием другой педагогической технологии – критического мышления. И постепенно начинаем думать о приданом (таком далеком пережитке прошлого), но оказывается, что приданое не только деньги. А и красота главной героини Ларисы, и ее происхождение, и ее талант и музыкальность – ведь именно это привлекает Карандышева в героине. Конфликт пьесы обозначается шире, и взаимоотношения героев кажутся уже не такими простыми, как выглядит на первый взгляд.

Хорошее, интересное начало урока еще не успех урока в целом. Можно заинтересовать ребят, а потом « убить» этот интерес, если не продумать все этапы, все элементы урока. Урок получается результативным и интересным и тогда, когда большую часть мыслительной работы проводят ученики без подсказок и вопросов учителя. Задача учителя – эту работу организовать. Это один из принципов педагогической мастерской, и один из принципов другой педагогической технологии – критического мышления. При этом эффективна работа в группах, особенно в младших классах на обобщающих уроках, уроках повторения.

Например, после изучения таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» заранее формируются команды, им предлагается придумать название, девиз, эмблему. Каждая команда заранее придумывает интересные вопросы по изученной теме.

Рефлексия – еще один прием мастерской. Этот прием необходим с точки зрения психологии как обратная связь ученика и учителя. Важно, чтобы ученик осознал, что произошло с ним в процессе урока, какие новые знания ему открылись. И для учителя важно получить знания о том, насколько задача , поставленная на уроке, выполнена, какой результат имеет урок.

Приемом такого финала может быть экспресс-опрос: «Что вы поняли сегодня на уроке». Ответить должен каждый ученик, при этом не повторяя мысли товарищей. Или финалом может стать письменный ответ на вопрос. Или миниатюра-размышление о поднятых на уроке проблемах. Письменные работы обязательно озвучиваются. Также учащимся может быть предложено задание составить синквейн, взяв в качестве ключевого слова тему урока.

Использование этих приемов не исключает и использование традиционных методов организации урока: не исключает и анализа художественного текста через анализ эпизода, создание характеристики героя по заранее составленному плану, анализа художественных средств автора и других. Но сочетание традиционных и инновационных приемов и технологий позволяет сделать урок интересным, запоминающимся, а главное, приводят учеников к пониманию не только поставленных писателями проблем, но и к пониманию авторского отношения к этим проблемам.

Когда мы можем считать, что урок получился?

Когда ребятам захотелось прочитать или перечитать произведение, о котором шла речь на уроке



Когда им интересно мнение учителя

Когда и после урока продолжается разговор о том, о чем говорилось на уроке

Когда на следующий урок бегут с желанием.



Другие виды мотивации:

Музыкальные гостиные

Театральные постановки по литературным произведениям

Литературное кафе

И многое, многое другое.

Современному учителю важно не только знать свой предмет, но и владеть современными знаниями в области методики, психологии, чтобы сделать уроки интересными, а значит, результативными.