Статья по теме Качество образования — качество жизни

«Качество образования – качество жизни!»

Современное качество образования не ругал только ленивый. Не меньше говорят и спорят о качестве жизни. Слишком уж очевидным стало для всех резкое падение уровня и того, и другого. Печально, что происходит это уже не одно десятилетие и превратилось в устойчивый процесс, в историю нашей с вами жизни. Страшно представить, если действительно(по Ю.Латыниной) «в истории торжествует то, что экономически выгодно»…Тогда получается, что тема ,,Качество образования -качество жизни» не что иное как идеологема…

Надо очень постараться и воспринять эту тему не совсем уж как лозунг, а как некое требование -просьбу, предложение -пожелание,»общественный заказ»,необходимость которого явно созрела.

Корень разночтения и спорности вокруг понятия качества и жизни, и образования кроется в их недостаточной определённости. Жизнь вносит свои коррективы, представляя эти понятия на современном этапе не только не тождественными, но и попросту не равноправными, без закономерного следования одного из другого.

Кроме того, что понятие качества многомерно, оно ещё и эволюционно. Происходит смена представлений о качестве товаров и услуг, качестве труда, работы, и качестве продукции и т.д. И как следствие-смена представлений о качестве самой жизни в совокупности всех её проявлений. Из институтского курса философии вспоминается определение Гегеля: «качество -есть, в первую очередь, тождественная с бытиём определённость…» Но лично меня, как рядового обывателя, но всё-таки гражданина, пугают провозглашения типа»качество-категория будущего»(например в ст. Э.М.Вексоера) Как? Опять не сейчас? Неужели мало опыта, пережитых бед, страданий, в истории человечества, чтобы наконец-то усвоить, что отсутствие результата, плачевный результат, или вовсе обратный желаемому — не есть качество! Может быть пора уже сделать параллельным качество обучения — обучению качеству?..

Редко кто из размышляющих о качестве жизни не встречал в различных публикациях ( в частности- А.И. Субетто) понятие большого социального кругооборота качества.(«Качество человека-качество труда- качество продукции- качество производства- качество технологии- качество культуры- качество науки- качество образования- качество общественного интеллекта- качество экономики- качество экосреды — качество общества- качество жизни- качество человека.») (вроде ничего не упустила?)) В идеале было бы прекрасно, если бы все эти качества соответствовали назначениям и требованиям, выводили на достойный уровень успешности всех вместе и каждого в отдельности. Пока же, к сожалению, в обыденном нашем существовании, точнее — в сосуществовании, наблюдается только разрыв причинно-следственной связи между ними. И приходиться довольствоваться определением качества жизни как степенью социального развития и полноты жизнеощущения людей. Равно как и допускать возможным повышение качества жизни путём самореализации и социальной активности.

В настоящее время зачастую не наблюдается прямой зависимости качества жизни от качества образования. Но очень хочется верить, что образование становится базисом экономики, духовного и материального воспроизводства, и главным двигателем того самого кругооборота…Для многих, увы, сегодня качество образования — это то, что помогает жить или выживать в современном обществе, то, что, пусть не всегда, но всё-таки позволяет чувствовать себя достойным и полезным. Или просто — состояние внутреннего комфорта, внутренней гармонии…И никак не связанно с социальной успешностью. Современные изыскания по теме качества образования предвосхитил Н.Г.Чернышевский, написав: «Три качества -обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.» Трудно возразить… Только вот с благородством чувств — большие проблемы. По моему мнению, повышать качество образования надо начинать с воспитания. Ведь образованный — знает, умный — понимает, то что знает, но только воспитанный не употребит эти знания во вред другим. Убеждена так же, что одним из факторов качества образования несомненно является компетентность педагога(и в предмете преподавания, и в процессе обучения, и в вопросах воспитания). В воспитании, прежде всего, необходимо уделять особое внимание формированию разумных потребностей. Ибо по потребностям можно судить не только о стадии развития общества, но и об уровне развития конкретного человека. Чем более духовны, нравственны потребности — тем более благополучно и устойчиво общество.

Не могу не подчеркнуть роль просвещения как важной составляющей образования. Ведь именно оно (просвещение) призвано «проливать свет»,провоцировать возникновение «жажды знаний». Мой великий земляк Н.М.Карамзин писал:»В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Это было почти 200 лет назад. А вот сто лет назад священнослужитель Тихон Шаламов взывал в своей проповеди:»Смута на Руси ныне великая…Но выбор есть всегда. Одни угнетают братьев своих, дерут три шкуры с ближнего, нещадно спаивают, оболванивают верноподданническими газетами, ведут словно скот на бойню кровавых войн. А другие сеют зёрна просвещения, отстаивают гражданские права, свободы. Приближая тем самым то великое завтра, когда ни один человек не будет пить кровь другого. И я говорю вам — образовывайтесь, и будьте добрее! Ибо наш меч-это меч просвещения, добра общественной пользы, который отсечёт вековое мракобесие, невежество и сделает нашу убогую матушку Русь передовой державой мира. Образовывайтесь и ничего не бойтесь!»…Вот ещё почти сто лет прошло…А впору пускать эту цитату бегущей строкой на половину экрана в выпусках современных новостей…

Важность и нужность образования, как и необходимость постоянно повышать его качество, переоценить невозможно. Особенно сегодня, когда категория качества становится символом не столько прогресса, сколько символом выживаемости цивилизации…(Дожили…Ну ладно хоть опомнились).

А пока суть да дело — детишек учить надо, уделять им много времени, внимания, сил. Я с детства решила стать педагогом. Может быть, когда прочла у Диккенса «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».А может, когда услышала диалог в нашем культовом фильме:

«-Перевоспитываете, да?»

-Да. Я их, они — меня. Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Иметь обо всём своё собственное суждение.

-А чему они Вас учат?

-Наверное, тому же самому…»

И так получается, что мне всегда встречаются замечательные дети! Образуется, пусть и не сразу, дружный класс ,группа. Хотя с ними порой не просто: не смотря на небольшую разницу в возрасте — мы разные поколения…

А ещё мне несказанно повезло: в нашей семье несколько педагогов. Самый яркий пример — моя бабуля — Учитель математики и прекрасный Человек! Именно она внушила мне: «всякую работу нужно делать с любовью и уважением (к самому себе, к тем, с кем ты это делаешь и для кого, с осознанием необходимости дела) и получать от этого удовольствие. Повезло мне и с коллективом, в котором тружусь с удовольствием сегодня. Мне всегда есть к кому обратиться за помощью и советом! Всё это придаёт мне уверенности в своих силах, в правильности моего выбора, побуждает совершенствоваться. Именно поэтому я и участвую во всевозможных конкурсах и пишу эту статью.

И, не мудрствуя лукаво, по дороге на любимую работу, вспоминаю с умилением постулат,(сложившийся в то время ,когда я ещё понятия не имела о «жизненном кредо»),из народной пословицы и высказывания великого математика:

«Ученье — свет, а неученье — тьма.»

А «Математика-гимнастика ума.»