Статья по проекту на тему Технологии повышающие качество жизни школьников

ГБОУ СОШ № 351, г. Москва

Проект на тему:

«Технологии,

повышающие качество жизни школьников».

Участники проекта:

Алимовская Татьяна,

Хляпов Александр,

Чекурова Юлия.

Руководитель проекта:

Рахмеева Людмила Анатольевна

Москва, 2012

«Система дистанционного обучения в школе будущего»

В России разрабатывается комплексная программа «Современная школа России», которая направлена на разработку и внедрение интерактивных мультимедийных технологий и современных технических средств обучения в систему образования Российской Федерации.

Программа представляет собой комплекс технологических решений, способных существенно изменить саму суть образовательного и воспитательного процесса, реализуемого в системе учебных заведений общего, профессионального, дополнительного и высшего образования.

В основу комплексной программы «Современная школа России» положены передовые достижения науки и техники. Программа направлена на внедрение и интеграцию  в образовательный процесс современных технических средств обучения, систем дистанционного обучения, систем видеоконференцсвязи и проведения занятий, мультимедийных порталов, виртуальных классов, электронных дневников и журналов, систем видеоконтроля, трансляции и вещания.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой, когда звенит будильник и мамы будят школьников. При этом не очень хочется просыпаться, идти с большим тяжелым портфелем в школу, находиться весь день в школе, а затем еще дома выполнять домашние задания. Мы решили пофантазировать на эту тему и предложить свой путь решения этой проблемы.

В связи с этим мы поставили перед собой цель: рассмотреть систему дистанционного обучения в школе как инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и улучшения качества жизни школьников.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

- изучить объем и структуру дистанционного обучения;

- сравнить объем нагрузки учащихся в традиционной школе и при дистанционном обучении;

- провести сравнительный анализ финансовых и физических затрат на организацию дистанционного обучения;

- проанализировать повышение качества жизни школьников.

А под качеством жизни школьника мы будем понимать:

- здоровье школьника;

- психологическое и эмоционнальное спокойствие;

- развитие самостоятельности и активности;

- повышение образования и культуры.

Система дистанционного обучения включает в себя:

- видеоуроки, которые проводят учителя школы для учащихся;

- информационно-консультационные сайты по выполнению домашних заданий, которые включают в себя разделы: тесты различной степени сложности, взаимообратные связи с учителями, справочные материалы;

- видеоконференции, на которых учащиеся будут обсуждать учебные темы и поставленные перед ними цели, встречи с преподавателями и интересными людьми, приглашенными школой.

Мы провели следующие исследования:

Учащиеся проводят в школе в среднем 6,4 часа в день, при этом недельная учебная нагрузка составляет в среднем 32 часа.

Выполнение домашних заданий занимает в среднем 2 часа в день, а в неделю 10 часов.

Дополнительные учебные занятия (курсы, элективы, репетиторы) занимают в среднем 1,3 часа в день, в неделю 6,5 часов.

Свободное время учащихся составляет 11,5 часов в неделю или 2,3 часа в день (мы берем 5-дневную рабочую неделю и 12 часов светового дня).



Если учесть, что учащиеся должны еще тратить время на дорогу, то свободное время сокращается почти в 2 раза. Таким образом школьникам у учащихся не остается возможностей для самореализации и развития своих творческих возможностей.

При использовании системы дистанционного управления мы предлагаем следующую схему использования времени на все занятия. Мы приводим пример распределения времени одного семиклассника.

Видеоуроки проводятся по основным предметам и время урока сокращается в 2 раза: недельная нагрузка 25 уроков, время урока 25 минут, значит в неделю ученик проводит на уроках 10 часов 25 минут. К этому времени добавляется время видеоконференций и консультаций. Значит учебное время в неделю составляет 22 часа.

Выполнение домашних заданий и проверка их учителем проводится на сайте при помощи тестов и контрольных заданий. При этом и ученик и учитель могут сразу определить результаты. Время работы на этом сайте в среднем 1,5 часа в день или 6,5 часа в неделю.



Использование видеоконференций позволит учащимся сократить посещение доплнительных учебных занятий, т.к. на эти конференции можно приглашать специалистов и преподавателей других учебных заведений. Время при этом примерно сократиться до 4,5 часов в неделю.

Учитывая, что видеоуроки проводятся только по основным предметам, то учащиеся будут посещать школу для занятий такими предметами, как физкультура, ИЗО, музыка, технология. Но мы не берем в расчет это время как учебное, т.к. на этих уроках учащиеся будут развивать физические и творческие возможности.



Подведем итоги: учебная нагрузка школьника составит приблизительно 22 часа в неделю, уроки неосновных предметов приблизительно 6 часов в неделю, а время на дорогу сокращается до 5 часов в неделю. Итого: 60 ч. – 22 ч. – 6,5 ч. -4,5 ч. = 27 часов. Свободное время школьника составляет 27 часов в неделю или примерно 5 часов в день.

Одним из достоинств дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Анализ показывает, что при достижении минимального количества слушателей дистанционного обучения, дистанционное обучение становится более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. При дальнейшем увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится значительно дешевле по сравнению с традиционным очным обучением. Это связано с тем, что, не смотря на то, что запуск дистанционного обучения требует инвестиций, проведение дистанционного обучения значительно дешевле, чем традиционное очное обучение.

Еще одним важным преимущество дистанционного обучения является его эффективность. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30 – 40 % по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10 – 30%. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Очень важным преимуществом дистанционного обучения является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение дистанционного обучения позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

От того, как будет устроена школьная действительность, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние школьников, всех будущих поколений. Именно поэтому дистанционное обучение должно стать делом всего нашего общества.