статья по педагогике Взаимосвязь родителей и классного руководителя как механизм развит

Взаимосвязь родителей и классного руководителя как механизм развития личности

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей? Конечно, классный руководитель.

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями.

Те случаи, когда ребенок идет в школу не с радостью, а с опасением, как правило, следствие досадных ошибок взрослых. Неоправданно представлять малышу школьную жизнь как источник развлечений и радостей; но еще хуже заранее подчеркивать и предсказывать те трудности и беды, которые его там ждут.

Недопустимо поступают те родители, которые — пусть ненамеренно воспитывают у ребенка негативное отношение к школе: «будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!», «Ты себя вести не умеешь, учительница в классе тебя любить не будет!»

Запугивание суровостью школьной дисциплины, трудностями учения, неуместная жалость по поводу предлагаемых строгостей — все это может сделать ребенка беспомощным при столкновении с первыми же трудностями в учении. Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть ребенок заранее почувствует: дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него старания и ответственности, верят в его силы и готовы прийти на помощь.

Если в течение достаточно длительного времени они наблюдают, что ребенку дома приходится, как бы заново открывать учебный материал, то их должно насторожить: что-то явно не в порядке. Возможно, ребенок пассивен в классе, просто «отсиживает» уроки. Своевременные сигналы родителей помогут педагогу вовремя перестроится, найти новый выход из положения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь, недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.



В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Основываясь на личном опыте, педагоги, руководство общеобразовательной школы должны привлекать родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считать мнение родителей определяющим; проводить целенаправленную работу по формированию положительного отношения к педагогам, например, педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе. В ходе воспитательной работы учащимся следует предоставлять задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечать, поощрять положительную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявлять благодарности, оформлять благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — важный механизм развития ребенка.

Список литературы:



Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.

Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. — 1999, №3.



Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., ч.I,

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: 1979 г.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., педагогическое общество России, 1999 г.