Статья по патриотическому воспитанию

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель

истории и обществознания МОУ СОШ №2

г. Серпухова, Московской области

Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Именно это качество определяется, как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это же качество является определяющим для современного молодого поколения согласно Долгосрочной целевой программе Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Для достижения этих целей в нашей школе была составлена программа по патриотическому воспитанию «Мы – граждане великой страны», в соответствии с которой строится вся работа в течение года.

Для успешного воплощения программы в воспитательный процесс школа располагает следующей материально-технической и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

школьный историко-художественный музей

кафедра воспитательной работы в лице зам. директора по ВР, совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории

школьная демократическая республика «Спектр» (конкретно министерство печати и информации и министерство юстиции)

курс «Духовное краеведение Подмосковья», «Граждановедение»

кружок «Общественно-политический клуб»

компьютерный класс

библиотека, в которой есть интернет-зал

сотрудничество с городской библиотекой, СИХМ, МВЦ, Домом ветеранов, ДМ «Дружба», экскурсионным бюро

сотрудничество с ДДиЮ и городской организацией «Содружество юных серпуховичей»

В 2009 году за классными коллективами 1-11 классов были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, проживающие в нашем микрорайоне. С тех пор в течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь, приглашают на классные часы и внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Георгиевская ленточка» и «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:

уроки мужества (ежемесячно);

встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;

экскурсии в Дом ветеранов, в музеи г. Москвы, по местам боевых сражений при обороне г. Москвы;

встречи учащихся с поэтом-серпуховичом А.Н. Головановым и ветераном Вооруженных сил Чернобаевым В.П;

туристический слёт, посвященный памяти А. Барышева;

декада памяти «Рубежи славы» и месячник, посвященный Дню защитника Отечества;

празднование Дня Победы;

организация торжественных линеек памяти;

вахты памяти;

конкурсы сочинений и рисунков;

викторины и брейн-ринги;

флеш-акции, посвященные Дню героев России и Дню памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;



«встречи трех поколений»;



работа над социальными проектами;

краеведческая викторина;

экскурсии по изучению родного края;

кружковая работа по туризму.

Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсном движении, имея результаты на муниципальном и региональном уровне. Так, например, в 2011-2012 учебном году школа заняла 2 место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди общеобразовательных учреждений «Наследники славы земли Серпуховской». В конкурсе СМИ, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности, радиопередача о российском гимне заняла 1 место в Московской области. В 2012-2013 учебном году в конкурсе «Государственная символика России в декоративно-прикладном искусстве» работа ученицы 10 класса Пешеходько Е. была признана лучшей в области.

Любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу. Поэтому наши учащиеся, активно выступают на всех городских праздниках, Дне города. В школе работает школьный музей. Оснащением музея занимается краеведческий сектор научного общества учащихся во главе с руководителем музея заведующей библиотекой Березюк Г.А. Работа организована по следующим направлениям:

«Страницы летописи школы»

«Интернациональное движение»

«Великая Отечественная война»

«Великие люди — наши земляки»

«Память сердца…»

В этом учебном году музей участвовал в городском конкурсе школьных музеев и стал лауреатом.

Первым шагом на пути к взрослой жизни, получению социального опыта взаимодействия с учениками, администрацией школы, представителями учреждений городского округа дает деятельность школьной республики «Спектр». Одним из направлений работы этого объединения являются заседания общественно-политического клуба Совета старшеклассников «Альтернатива». На этих занятиях ребята рассуждают на злободневные темы, высказывают свою точку зрения на интересующие их вопросы. «За» и «против» службы в армии», «Связь поколений», «Уроки истории», «Какие проблемы волнуют молодое поколение?», — вот неполный перечень тем, которые затрагивают старшеклассники на своих заседаниях.

Учащиеся 7-В класса взяли шефство над мемориальной доской памяти А.Барышева, выпускника школы, погибшего в Чечне, а учащиеся 7-А класса — над памятником советскому солдату, который находится напротив проходной завода «Металлист». В течение года учащиеся этих классов проводят субботники по уборке прилегающей территории, в праздничные февральские и майские дни дети несут вахту памяти, принимают участие в торжественном митинге ветеранов завода.



Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за её судьбу.

Данная система гражданско-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011

Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009

Отечество: гражданское и патриотическое воспитание./Т.М.Кумицкая, О.Е. Жиренко – М.:ВАКО, 2009

Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009

Интернет ресурсы:

http://nauka-pedagogika.com

http://5ballov.gip.ru