Статья по химии

Формирование и развитие метапредметных умений учащихся на химическом содержании школьного курса.

Автор: учитель химии ГБОУ СОШ № 1371 Панина Лидия Алексеевна.

Самый первый лауреат Нобелевской премии в области химии С.А. Аррениус говорил: «Химия более чем, какая либо другая наука лежит в основе современной материальной культуры». Школьники, пользуясь плодами химической промышленности должны с интересом узнавать, как все это получается. Это возможно только в практической плоскости изучения предмета химии. В современной концепции химического образования практическая направленность – важное требование обновления содержания. Практика показывает, что качество усвоения материала снижается. Причиной является сокращение часов на лабораторные работы и решение экспериментальных задач. Это снижает мотивацию к учению, освоение школьной программы является не только актуальной, но и трудной педагогической задачей.

В рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета. Поэтому очень важно, я считаю, иметь и нарабатывать свой опыт по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии. Чтобы добиться успеха в преподавании своего предмета я стараюсь выявить общее состояние проблемы, апробирую практико-ориентированные методы обучения, внедряю современные образовательные технологии, совершенствую инфраструктуру взаимодействия с учителями школы, обобщаю накопленный опыт.

Чтобы знания, полученные учениками, на уроке вызывали у них интерес к окружающему миру, я уделяю особое внимание:

роли практических занятий о веществах и свойствах;

знакомству с веществами и материалами, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (стройматериалы, средства бытовой химии, лекарства, ткани, волокна);

раскрытию химической сущности процессов происходящих в живых организмах, приготовления продуктов питания, принципов действия лекарств;

реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией, географией);

знакомству с нормами использования веществ и материалов (влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека, правила поведения при пожарах, ожогах);

организации профориентации обучающихся (строение химической промышленности, основы химического производства, рабочие профессии).



Чтобы удачно и правильно сформировать личную, метапредметную компетентность ученика я использую на своих уроках учебное исследование, учебный химический эксперимент, исследовательскую и проектную деятельность, организую заинтересованность у учеников к поиску материалов через СМИ. Решая задачи межпредметного содержания, это дает мне как учителю возможность повысить интерес обучающихся к предмету, убеждать учеников вести здоровый образ жизни, беречь свое здоровье. В школе, где я работаю, совместно с детьми мы создали сборник «Как быть здоровым и счастливым», где дети, проявляя творчество, писали рассказы, стихи о здоровом образе жизни, о своих увлечениях, о питании, о спорте, как бороться с наркотиками. Связывая изучение химии с практикой жизни, даешь возможность детям серьезно погружаться в окружающую среду, в ее проблемы, искать пути выхода из трудных ситуаций.



И, такие высказывания, на вопрос «Что такое здоровье?» затронули мою душу, это:



- Это самое лучшее в жизни!

- Здоровье никто не подарит, как какую-нибудь вещь или игрушку.

- Здоровье ты должен сделать сам.

- Если у тебя много денег, но нет здоровья, то все это тебе не нужно.

- Здоровье и доброта – части одного целого.

- Человек не полностью здоров, если его душа несчастная.

- Моральное здоровье более важно.

Детские размышления поразили меня как педагога своей серьезностью, глубиной, мудростью, озабоченностью перспективой здоровья – своего и всех людей. Так я сумела приоткрыть почти непознанную сторону внутреннего мира моих учеников. Совместную работу с учащимися можно рассматривать как успех учительского труда, уверенности, что дети готовы окунуться во взрослый мир жизни. Вот именно так и решаются задачи межпредметного содержания учебных дисциплин. Мои уроки тесно связаны с валеологией, экологией, бытом.

Большой результат в работе учителя дает практика изучения элективных курсов. Такие темы, как «Введение в фармацевтическую химию», «Основные методы очистки веществ», «Лабораторные методы исследований в клинике» и др. дают формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций у учащихся через усиление практической направленности уроков химии.

У моих учеников повысилась мотивация к изучению химии, учащиеся включают потребность к здоровому образу жизни в области питания, использования средств бытовой химии, повышаются количественные показатели участия школьников в конкурсах, выборе ЕГЭ. Мои ученики показывают качественные результаты ЕГЭ по химии, все экзаменуемые преодолевали минимальную границу ЕГЭ по предмету, показывают отличный уровень в форме ЕГЭ (76 баллов – в 2010г., 83 балла – в 2011г., в 9 классе в 2012г. – ученики набрали 25 – 30 баллов из 33). Мои ученики 8 класса Власова Александра и Гаврись Татьяна в 2011г. принимали участие во Всероссийском конкурсе «Гений Русской науки» (посвященному 300 –летию со дня рождения М.В.Ломоносова) с авторскими презентациями «Воздух», «Вода», где проявили свое творчество, исследуя эти важные сферы жизни на нашей планете. Если учитель научит школьников решать основные задачи, т.е. учиться работать с разными рода формулами, учиться прогнозировать то, куда пойдет реакция и, каковы будут ее продукты, то результат успеха обеспечен. Но, при этом, осваивая метапредметную технологию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях.

Я стремлюсь в своей работе, чтобы обучение превратилось в процесс саморазвития для ученика и расширило горизонт его познания.