Статья Особенности преподавания изобразительного искусства

Особенности преподавания изобразительного искусства.

Младший школьный возраст – самый плодотворный период для выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к обучению изобразительному искусству. Развитие художественных способностей в этот период происходит лишь при определённых условиях, главное из которых – единство учения и творчества. Для выполнения этого условия программа развивающего обучения предусматривает определённые виды работ на занятиях изобразительным искусством: обсуждение рисунков, решение учебных задач и заданий, самодеятельность детей.

На одних занятиях могут осуществляться все три вида, на других – два, и не обязательно в указанной последовательности. Важно, чтобы все они проводились при освоении каждого нового способа или средства изобразительной деятельности. Рассмотрим, какие функции выполняют эти виды работ в развитии художественных способностей детей.

Обсуждение рисунков формирует у детей учебное действие оценки и развивает способность к эстетической оценке. В основном обсуждение проводится в начале урока, что позволяет через оценку связывать между собой одно занятие с другим в непрерывном освоении художественной деятельности учениками и их развитии. Учитель подбирает рисунки для обсуждения с таким расчётом, чтобы с наряду с удачным применением освоенных способов, в некоторых из них были сделаны попытки использовать средства художественного изображения, которые намечены для освоения на этом занятии. В конце обсуждения вместе с такими рисунками рассматриваются произведения художников-мастеров, где новый для детей способ выступает в явно выраженном виде. Таким образом, дети подводятся к постановке задачи на поиск нового, неизвестного способа.

В зависимости от целей урока обсуждение рисунков может проводиться по-разному. Это может быть фронтальная форма., когда учитель задаёт критерии оценки, а суждения высказывают ученики.

Может быть, и коллективное распределение позиций «художников» и «зрителей». Учитель организует две группы и направляет диалог между группами, выступает в роли посредника. Может быть, и такая форма обсуждения, как свободная дискуссия. Учитель, оставаясь организатором обсуждения, передаёт посреднические функции самим ученикам. Бывает, ребята сами делятся на две группы и начинают дискуссию. Ребята -«художники» видят и оценивают в своих рисунках преимущественно то, что хотели выразить, а как это получилось реально, чаще всего не замечают. С другой стороны, те же ребята, становясь зрителями, не всегда пытаются понять замысел рисунка, а рассматривают качество изображения, т.к. «зрители» в большей мере нацелены на критическое отношение к воспринимаемой картине и чаще склонны к отрицательной оценке того, что им недоступно.

Очень важным является решение учебных задач и выполнений заданий. При решении учебной задачи обнаруживается средство, наиболее важное для учения и творчества – это поиск. При поиске способов решаются задачи, где построение задуманного образа выноситься из головы на лист бумаги. Тогда становится возможен активный, совместный с учителем и индивидуальный поиск, приводящий ко многим разнообразным и интересным решениям. Мои наблюдения показали, что поставленная перед ребятами задача нацеливает их на поиск способа решения задачи. Для ребят очень важно самим выделить для себя конкретную цель и искать способы её решения, обсуждать и корректировать свою работу, приходить к одному или нескольким решениям, пробовать и анализировать, достигнута ли цель. Если цель достигнута, ребята делают для себя вывод, что они хорошо поработали, и довольны результатом. Если не справились, т.е. нашли не совсем верные способы, то ребята анализируют, делают выводы, что было сделано неверно и почему. И что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

Как непосредственно на моих уроках осуществляется поиск самими ребятами?

Вот, например, урок в 5 –м классе. Тема: «Творческая работа по созданию эскиза визитной карточки». Ребята сначала решили определиться: «А что такое вообще визитная карточка?» Сначала ребята решили, что это подобие бэджа. Но потом пришли к мнению, что это более подробная информация о человеке, т.е. кто он, чем занимается и где его найти. Дальше у ребят возникли затруднения: как сделать эскиз визитной карточки и что для этого необходимо.

Здесь мнения ребят разошлись, и они разделились на две группы. Первая группа ребят считала, что очень важно при создании эскиза учитывать цвет, шрифт, общий дизайн и т.д. и что есть даже специальные художники-дизайнеры, которые занимаются созданием эскизов. Вторая группа ребят настаивала, что оформление и дизайн не так уж и важны, главное, чтобы была необходимая информация о человеке. В результате на уроке возникла дискуссия между группами. На этом этапе я заняла позицию организатора дискуссии, но решила не навязывать своё мнение, а помочь ребятам самим прийти к выводу. Ребята стали приводить разные доводы в пользу своего мнения. Все ребята, кроме Серёжи и Жени, согласились, что их мнение было не совсем верным. А Серёжа и Женя остались при своём мнении.

Затем мы с ребятами выработали план действия и приступили к работе. Серёжа и Женя решили работать по-своему. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь ребятам воплотить задуманное на листе бумаги.





Закончив работу, ребята предложили сделать просмотр работ. В результате просмотра ребята сами стали делать выводы, что у тех, кто нашёл интересное цветовое решение и гармоничное сочетание всех элементов, получилась очень оригинальная работа. Ребята для себя определили все нюансы и недочёты и почему они возникли, но работой были довольны. Единственные, кто был немного огорчён, это Женя и Серёжа. Когда они сравнили свою работу с работами ребят, то признали, что их мнение было не верным. В итоге ребята сами сделали вывод: очень важна информация о человеке и его деятельности; кроме того, большую роль играет оформление и дизайн, её владельца. Урок закончился на оптимистичной ноте. Ребята решили, что в следующий раз учтут все плюсы и минусы и сделают ещё лучше и оригинальнее.

Т.к. ребята очень любят играть, то игра – это ещё одно средство для решения учебной задачи. Игра строится так, чтобы повторить и закрепить тот или иной учебный материал. Очень часто я даю ребятам возможность самим придумать игру и обсудить её правила и условия. Ребята могут проявить себя, сами принять решение.

Мои ученики участвуют и в определении темы, цели урока. Иногда бывает, что я прихожу на урок с определённой темой и целью, подготовленным материалом и меняю всё это по просьбе ребят. Бывает, что ребята вместе где-то были или у большинства из них появилось желание выразить себя именно в какой-то определённой теме. Тогда все вместе мы договариваемся, определяем тему и цель урока и работаем. Если не разрешать или уговаривать ребят работать по запланированной теме, у них возникает ощущение дискомфорта, гаснут искорки в глазах и пропадает желание работать. А так ребята осознают, что я тоже учитываю их настроение и прислушиваюсь к их мнению.

Вместе с этим внимание уделяется всему классу и каждому ребёнку индивидуально. Так как у каждого своё цветовидение, своя манера, свой стиль, своё мировоззрение, на уроках изобразительного искусства и художественного труда я стараюсь держать одну непрерывную линию – это всевозможная поддержка и помощь развитию индивидуального творческого самовыражения. Для ребят это очень важно, они это понимают и чувствуют. Рассматривая рисунки школьной выставки, они сами осознают, как важна неповторимость, оригинальность и индивидуальность.

Для развития индивидуального творчества каждого ребёнка я веду работу с теми ребятами, которые по разным причинам не могут включиться в работу. Используя свои наблюдения, я начинаю работу с теми детьми, у которых в дошкольном периоде была психологическая травма, и в результате сложился комплекс: боязнь рисовать, страх перед отрицательной оценкой окружающих и т.д. С такими ребятами приходится работать крайне осторожно, т.к. они очень ранимы. Я стараюсь находить такие пути, чтобы ребёнок почувствовал себя комфортно. Эти пути не такие лёгкие для учителя, зато дают большие результаты. Работая, таким образом, ребёнок постепенно сам для себя открывает, что он, оказывается, может рисовать прекрасные рисунки. У таких ребят появляется огонёк в глазах: желание творчески себя выразить из глубины вырывается наружу. Им хочется себя реализовать, доказать себе и всем, что он может и на что способен. Такие ребята впоследствии творческие, работоспособные, всегда наполнены энергией.

Есть ребята, которые замыкаются в себе, проявляют своё нежелание работать. Очень часто перед всем классом демонстративно заявляют, что им это не надо и что это пустая трата времени. Я увидела, что, как правило, это происходит потому, что ребята хотят рисовать, но не владеют способом и техникой работы. Для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении. Ребёнку необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Поэтому технике рисунка детей следует обязательно учить.

Бывает, что, не зная технических примеров рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приёмы и, как результат – неудачный рисунок, что очень огорчает ребёнка. Если таким ребятам делать замечания, у них совсем пропадает интерес. И всё это может привести к тому, что у ребёнка навсегда исчезнет тяга к изобразительному творчеству. Чтобы избежать этого, я действую так. Учитывая индивидуальные особенности, ненавязчиво, осторожно подсказываю правильный способ работы. В результате я увидела, что когда ребёнок овладевает техническими навыками, способами работы, происходит яркий всплеск творчества. Это отражается не только на собственно художественных, но и на общих способностях ребёнка. В результате каждый ребёнок включается в работу, и у него полноценно развиваются интеллектуальные, эмоциональные, моторные и творческие способности.

Хочется немного внимания уделить оценке самими ребятами своей деятельности. Ребята очень чувствительны к критике, и воспринимают всё очень близко к сердцу и очень болезненно. Поэтому они предложили сами отбирать хорошие рисунки на постоянно действующую выставку, интересные и оригинальные — в журнал, а также в индивидуальный печатный альбомчик, и я им в этом помогаю. Ребята сами анализируют: удачна, интересна ли та или иная работа. Они сами решили отмечать на обратной стороне рисунка своё настроение, и мне эта мысль показалась очень интересной находкой. Так ребята анализируют, что, допустим, прошлая работа получилась замечательная, а следующая – не очень, т.к. было на душе неспокойно, или было плохое и грустное настроение. И всё это отразилось в рисунке. В конце учебного года ребята просматривают свои рисунки, советуются со мной и выбирают наиболее интересный, который идёт в «Альбом рисунков учащихся », где помещаются работы всех детей.

Альбом – это своего рода итог учебного года, наглядный показатель того, чему ребята смогли научиться. Накапливая этот материал (в конце года всем дарят альбом на память), ребята могут увидеть свой творческий рост, будут стараться ещё больше проявлять инициативу и творчество.

Таким образом, сочетание особенностей учебного предмета «изобразительное искусство» с особенностями РО даёт большие возможности для выявления и активизации художественной талантливости всех детей.