Статья Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного

Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Назрела необходимость создания условий для получения такими детьми образования, соответствующего их способностям, интересам и возможностям. Использование технологий дистанционного обучения может помочь врешении этих проблем.

Под технологиями дистанционными образовательными технологиями согласно Закону РФ «Об образовании» понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и коммуникативных технологийпри опосредованное(на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

По данным Санкт-Петербургского учреждения «Городской информационно-расчетный центр» численность детей с ограниченными возможностями в городе составляет 13 825 человек. В нашем Колпинском районе 127 детей инвалидов школьного возраста. 54 человека обучаются в 648 школе, 32 из них изъявили желание учиться, дистанционно получив техническое оборудование.

Учителя и родители учеников прошли курсовую переподготовку:

- курс «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа учителя);

- курс «Организационно-технологические аспекты дистанционного обучения детей-инвалидов» (24 часа родители)

На сайте ИМЦ нашего района установлена платформа MOODLE и там размещены курсы учителей 648 школы.

Коломиец С.А. недавно прошла курсы по ДО в РЦОКО и ИТ и сегодня поделится своим первым опытом написания курса для учеников начальной школы.

Мы убеждены в том, что в процессе дистанционного обучения осуществляетсяпродуманноевзаимодействиеучителя, ученика и родителей. Остановимся на этом аспекте вопроса подробнее.

Начнем с того, что впроцессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:

Синхронно — одновременно находясь в Интернете, на сайте дистанционного обучения и непосредственно взаимодействуя друг с другом, имея возможности осуществлять диалог (on-line);

асинхронно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельнуюработу, а учитель оценивает правильность ее выполнения и даетрекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).

Сегодня мы используем обе формывзаимодействия (синхронную и асинхронную). Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями школы и ученика.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется процесс взаимодействия:

Учитель ученик

Учитель родитель

Ученик родитель

Учитель

Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.





Что для этого делает учитель?

помогает обучающемуся правильно организовать процесс

обучения, используя при этом электронную почту, Skype,

Mail.RuАгент ит.п.;

мотивирует на эффективное усвоение знаний, умений и навыков, поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализирует перспективы обучения, используя различные возможности и ресурсы,

разрабатывает программно-методическое обеспечение с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся;

организует и управляет учебным процессом, с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей;

консультирует и контролирует обучающихся;

Очень важно детям с ограниченными возможностями показать их жизненные перспективы и возможности.

Ученик

выполняет учебные требования;

выполняет требования побезопасномуиспользованиюкомпьютера

иИнтернета;

консультируется с учителем;

ищет ответы на возникшие вопросы, используя интернет-ресурсы, предложенные учителем или самостоятельно с помощью различных поисковых систем;

Учитель-родитель:

информируетродителейобусловияхиособенностяхдистанционногообучения, дает различные рекомендации, советы;

ознакомитродителейсрекомендациями, связаннымисбезопаснымиспользованиемкомпьютераиИнтернета;

знакомит родителей с теми информационнымиресурсами, которые рекомендует учащимся;

знакомит с графиком (расписанием) учебныхзанятий;

организуетсопровождениеобучающихсяиихродителей (законныхпредставителей) впроцессеобучениясиспользованиемдистанционных технологий.

У нас есть интересный опыт работы с родителями и коллеги сегодня поделятся им.

Родитель -учитель:

обеспечиваютконтрольвыполнениярекомендацийпобезопасному использованиюкомпьютераиИнтернета;

осуществляютконтрольвыполненияребенкомучебногографикаи заданий;

осуществляют помощь ребенку в организации самостоятельной работы;

обеспечивают сохранность и целевое использование оборудования в случае, если семья обеспечивается необходимой техникой в рамках целевых федеральных или региональных программ.

Родители осуществляют контроль выполнения ребенком учебного графика и заданий, помогают в организации самостоятельной работы, вникают в проблемы своего ребенка, ищут пути преодоления их. Ученик чувствует поддержку родителей, взаимопонимание.

Дистанционное образование позволяет решать многие развивающие задачи: развитие специфических умений, связанных с владением ПК, напримерумение, пользоваться гиперссылками, специальными программами и т.п., а также умением задавать вопросы, формировать и формулировать запрос,умение логически излагать свои мысли во время дискуссии (появляется возможность присутствия одноклассников в рамках сетевого урока), формирование воли и способности преодолевать трудности в процессе обучения, развитие познавательного интереса и творческих способностей.Задача учителя не только дать знания ученикам, но и научить добывать их самим, помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. Дистанционное обучение,конечно же,не является полной заменой традиционному обучению. Ничто не сможет заменить общение с живым педагогом или ту атмосферу, которая складывается на уроках между учителем и учениками. Мы надеемся, что внедрение дистанционного образования даст возможность детям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценной частью общества. Они смогут получать и поддерживать приемлемый уровень знаний и умений, с большей вероятностью продолжить образование после школы и иметь возможность дальнейшего трудоустройства, для родителям дистанционное образование это шанс поверитьв силы и возможности своего ребенка, а для педагогов поднять свое педагогическое мастерство на качественно новый уровень.