Статья Обучение учащихся поисково-исследовательской работе

Исследовательская работа

Исследовательской работой в школе руководит школьный учитель. Это даёт ему возможность реализовать свой творческий потенциал, воспользоваться знаниями, не востребованными на уроках. Прежде чем начать исследовательскую работу, учитель должен подвести к ней, подготовить ученика.

Выполнение исследовательской работы учеником должно начинаться с выбора темы исследования. Это очень серьёзный этап, во многом определяющий будущую исследовательскую работу. Конечно, исследовательская работа — проявление творческого начала, поэтому ученик должен проявить желание. А учитель обязательно должен поговорить с учеником о выборе темы, помочь ему подобрать тему будущей работы.

Несомненно, работа, которую выбирает ученик, должна быть доступной – принцип, связанный с учётом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, нужно предложить более близкие и понятные им темы, например, те произведения, которые изучаются по программе. Если мы по программе Гулина и Романовой изучаем стихи Цветаевой, Ахматовой, то дети могут написать исследовательскую работу на тему: «Жизненный путь Цветаевой или Ахматовой «Ранняя лирика Цветаевой», «Ранняя лирика Ахматовой». Старшеклассникам же можно предложить для исследования более сложные темы:



Посильность – это принцип учёта возможностей школьников. При самостоятельном же выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного исследования. Поэтому надо советовать учащимся даже и ограничивать исследование определёнными рамками. При узкой постановке темы заметнее достоинства работы. Следующий этап, на котором хочется остановиться – объёмность. Считаю, что для учащихся 7 -8 классов достаточно выполнить работу в 15 – 17 страниц, в старших классах можно и больше. При написании исследовательской работы нужно учитывать: стройную композицию, логику развёртывания текста, обратить особое внимание на доказательность тезисов, объективность выводов.

Как же должна быть правильно оформлена работа?

1. Титульный лист.



В середине указывается название работы, чуть ниже фамилия, имя, отчество исследователя, учителя, название учебного заведения, место и год написания работы.

2.Введение, в котором даётся план работы.

3.Исследовательская часть (сама работа)

(исследование данной темы)

4.Вывод.

5.Список литературы.

Исследовательские работы по литературе, выполненные моими учениками:

1.Исследовательская работа по литературе «Слово о полку Игореве», выполненная Вереиной Тамарой.



2.Исследовательская работа по литературе « Жизнь и творчество Марины Цветаевой», выполнена Избасовой Индирой.

3.Исследовательская работа по литературе «Тютчев – поэт — философ, певец природы», выполнена Имашевой Камилой.