Статья О воспитании духовности

О воспитании духовности.

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно»

Д.С. Лихачёв

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. А. Солженицын так сказал когда-то об этом: «Русский вопрос к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? Если дело пойдет так и дальше, то еще через век слово «русский» как бы не пришлось вычеркивать из словарей».

Каковы же причины бездуховности? Сегодня людей больше интересуют материальные ценности. Власть денег потопила духовность: всё решают деньги; все стремятся обогатиться, думают о материальном. Отсюда больше людей стало злых, завистливых. Произошло резкое расслоение российского общества по имущественному признаку. Человеку достойному, культурному, но бедному очень трудно пробиться в жизни, безнравственному, но богатому достаётся всё легко и просто, для него все двери открыты. Особо остро проблема бездуховности стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты. Родители слишком погружены в свои заботы, поэтому живое общение заменяет телевизор, компьютер. Восприятие информации на слух или из книг становится для ребёнка более сложным, он привыкает к тому, что его развлекают без усилий, и особенно пагубно влияет на его развитие содержание того, что он смотрит. Мало на экранах отечественных фильмов, которые воспитывают доверие, взаимопомощь, любовь к родителям. Это все является разрушительной силой для еще несформировавшихся нравственно детских душ.

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Сегодня к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции. Знамением нашего времени можно считать поворот системы образования от ориентации на прагматическое, рациональное знание к миру духовных исканий человеческих поколений.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через литературу, музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру духовности, не выявлена специфика ее изучения, существует терминологическая неопределенность данного понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности.

Каково же содержание понятия «духовность»? Являясь философской, религиозной, этической, эстетической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет сложную, многогранную структуру. Она исследуется с точки зрения познавательных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство ученых считают, что духовность — есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собственной жизни.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX — начала XX века — А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, Л.Шестову, А.Ф.Лосеву, Е.Трубецкому, П.Флоренскому, С.Булгакову, С.Франку, А.С.Глинке (Волжскому), Б.Чичерину и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами «мировая душа» (Вл. Соловьев), «духовная плоть» (Д.Мережковский), «духовное обновление» (И.Ильин) и т.п. В понимании духовности интересны взгляды представителей современной науки. Так, психолог В.А. Пономаренко, изучающий проблему состояния людей опасных профессий, считает, что «именно в человеческой душе формируется духовный вектор, определяющий духовные способности, духовную вселенную, духовную опору и чутье, а главное — понимание своего места в создании ценностей и значимости». А если это так, то в своем поведении человек должен руководствоваться высшими ценностями жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты. Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа». Человек представляется ими как существо природное, телесное, как сознательный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. И это дает основание говорить о духовности как о закономерном состоянии человека. В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, 1990) с точки зрения материалистов духовность обозначает индивидуальность двух фундаментальных понятий: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, под душевностью — вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим, заботой, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на трудовую деятельность — работу, выполняемую внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». По мнению педагогов, «духовность — это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, — выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию». На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека — это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, социологи показали, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

В научной практике имеются различные определения уровней развитости личности и духовности. Б..С. Братусь выделяет четыре уровня развитости в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и другому человеку. Он исходит из того, что все эти уровни в той или иной степени имеются и сочетаются в каждом человеке и в отдельные моменты поочередно преобладает то один, то другой. А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства. Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном. Итак, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества. Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Для развития духовности необходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования.

Каким должен быть учитель? Какова его роль в этом сложном процессе воспитания духовности?

Сегодня от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, труд преподавателя, как меняемся мы с вами. Современная динамично развивающаяся школа требует новых учителей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития школьников, и одновременно являющихся профессионалами в других областях деятельности, способными помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

На мой взгляд, истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик — одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание — в узком смысле слова — воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д. Задача духовного воспитания — научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения ребёнком ценностных ориентаций должны быть созданы специальные условия. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально-обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, поэтому правильнее будет рассматривать ценностные ориентации как интериоризированные личностью ценности бытия.

Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями я понимаю совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности. Н.И. Пирогов утверждал: «Литература более других учебных дисциплин способствует развитию духовно-нравственных ценностей, моральных принципов личности, реализации творческих способностей». Несомненно, богатые возможности в плане духовного становления ребенка, его эстетического развития дают такие предметы гуманитарного и эстетического циклов, как литература и русский язык, так как содержательный компонент данных предметов обращен к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания, равноправным отношениям между людьми. Но особое место в воспитании духовности ребенка, я думаю, все же занимает курс «Духовно-нравственная культура России», целью которого является формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия», об охране от тщеславия, сребролюбия и щегольства, означавших «сжатый рассудок». Многие из этих понятий, несущих в себе заряд высокой духовности, ушли из живого языка. Думается, что история мировой школы, богатый опыт отечественной педагогики должны стать путеводной звездой в решении проблемы бездуховности сегодня. У школы единственный выход — обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Сегодня школа должна строиться на принципах гуманизации, природосообразности, культуросообразности.

Атмосферу дома определяет его дух. Очень хочется, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом для России!

Библиографический список.

Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006г.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984г.

Кабуш. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Просвещение, 1989г.

Медушевский В.В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. – М., Московская консерватория, 2001г.

Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2006г.

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Мартис, 1997г.

Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философ. науки. 1997г. № 2.

Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. — М., 1989г

Федотова, В.Г. Душевное и духовное // Философ. науки. 1988г. № 7.

Журнал Социальная реальность №2, 2007