Статья о Санкт-Петербурге

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Наши дети живут в Санкт-Петербурге – самом молодом из великих городов мира, в городе с удивительной судьбой, в городе – хранителе замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к нему, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. С малых лет они должны чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга всегда отмечались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга – необходимый и значимый компонент содержания региональной системы образования. Центральным звеном социализации – процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине. Накапливаемый при этом опыт включает как познание той или иной области действительности, так и взаимоотношения к ней, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи развитие дошкольников в ходе знакомства с родным городом возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

При воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу должно происходить с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно-значимого, к мене близкому – культурно-историческим фактам.

Выбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность, должен быть тщательно продуманным.

Необходимо создание такой развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, в преобразовании его по законам добра и красоты.

Работа с родителями должна проводиться под девизом: свои знания и любовь к городу нужно передать детям.

При отборе содержательного материала важно учитывать требования научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации.

Дети легче усваивают знания на фоне положительных эмоций, которые возникают в основном виде деятельности – в игре.

Опираясь на опыт ведущих педагогов — петербурговедов, я решаю следующие задачи:

Знакомлю детей с Санкт-Петербургом как культурным, историческим и научным центром.

Формирую у них умение узнавать, называть достопримечательности города и рассказывать о них.

Формирую умение различать новые и старые здания, называя их признаки: колонны, шпили, купола, статуи, арки, барельефы, ограды, решетки и т.д., то есть знакомлю детей с архитектурой города на Неве.

Воспитываю любовь к своему городу, пробуждаю у них чувства ответственности и гордости за то, что они петербуржцы.

Формирую умение выражать свои впечатления на занятиях по лепке, аппликации, рисованию и развитию речи.

Воспитываю культуру поведения в театре, музее, транспорте, на улицах города.

Привлекаю родителей к активному участию в проведении экскурсий, посещению театров, музеев, достопримечательностей города.

Свою работу я начинала с создания развивающей среды (организации методической библиотеки, подбора и систематизации дидактических и иллюстрированных материалов). В помещении группы специально выделила место для «уголка города». Здесь я разместила иллюстрации с изображением достопримечательностей, наглядные и демонстрационные материалы, игры, трафареты, литературу о Санкт-Петербурге, картотеку стихов, песен, загадок и считалок о городе.

В младшей группе дети узнают о доме, как основе города, о семье. В средней группе пространство изучение города постепенно расширяется. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Основные знания о городе дети получают в старшей и подготовительной группе.

Я знакомлю с историей города – кратко доступно, выделяя самое главное: основатель горда, в честь кого назван город, когда, герб города, его символы. Для ознакомления с достопримечательностями использую обилие наглядного материала: иллюстрации, фотографии, диски. Погружая детей в прекрасный мир Петербурга, я использую разные формы работы: дети придумывают загадки, учатся проводить мини-экскурсии, в сюжетно ролевых играх обыгрывают различные профессии горожан.

Нельзя разделить слова «ребёнок» и «сказка». Чтобы ввести детей в Петербургскую историю, надо читать и рассказывать им сказки о городе, сочинять с ними эти сказки.

В своей работе я использую путеводитель «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком». Его автор Л. Шиф даёт детям конкретные задания, выполнение которых требует знаний о Петербурге, но всё происходит в сказочной форме, например, волшебная пуговка помогает путешествовать во времени и пространстве. Этот же автор Л.Шиф приглашает нас в сказочное путешествие по Летнему саду, а помогает нам книга «Сказки феи Летнего сада». Сказочные сюжеты присутствуют в книге Л.К.Ермолаевой и И.М.Лебедевой «Чудесный город», в которой город разговаривает с детьми. Использую в своей работе сказки-мифы, которые помогают детям узнать истории мифических героев, прописавшихся на берегах Невы.

В январе я уделяю внимание рассказам о блокадном Ленинграде. Беседуем о том, пришлось вынести горожанам голод, холод, бомбёжки. В этой работе мне помогает книга Дмитриева В.К. «… Была война, была блокада…».

Наблюдая за работой горожан по благоустройству города, которые весной подрезают деревья, сажают цветы и кусты, поливают улицы, осенью убирают листья, зимой расчищают дороги от снега, мы с детьми тоже сажаем цветы на участке, где гуляем, поливаем их, убираем сорняки, осенью убираем листья. Город должен быть красивым и чистым, работая на участке, дети учатся понимать, что они вырастут, и от них будет зависеть его будущее.

В родительском уголке я размещаю материал, где советую родителям, где побывать с детьми в выходные, о чём рассказать, какие вопросы задавать после экскурсии.

Для закрепления краеведческих знаний вместе с детьми мы учим стихи о Петербурге, загадываем и отгадываем загадки, рисуем рисунки, выполняем аппликации. Из этих работ я организую выставки, предварительно сделав рамку и красиво подписав. Эстетическое оформление рисунков и аппликаций имеет большое значение, развивая вкус детей, приучая их к аккуратности.

На музыкальных занятиях дети разучивают песни о городе, готовят вечера досуга ко дню рождения Санкт-Петербурга.

Желательно, рассказывая о жизни Петербурга, связывать ход исторических событий с жизнью России в целом, чтобы дети лишний раз ощутили себя россиянами. Город должен стать для них родным и интересным объектом изучения.