Статья Некоторые аспекты преподавания курса Элементы физики в коррекционной школе VIII

И. В. Домрачева

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная)

школа г. Йошкар-Олы №1»

-

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ»

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навык чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цеха простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Овладение какой-либо доступной учащимся коррекционных» школ VIII вида профессией не может ограничиваться выработков только производственных умений и навыков, а предполагает также наличие определенного (хотя бы минимального) технического, кругозора, которое немыслимо без овладения элементарными знаниями, умениями и навыками по физике.

Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью пользоваться современными технологиями, а также постоянным наблюдением за явлениями природы, у школьников накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемого опыта недостаточно. Целесообразность обучения учащихся коррекционных школ VIII вида элементам физики учитывает те условия, которых живут и воспитываются дети — это современные условия быта, технический прогресс, окружающая среда и многое другое, Именно поэтому, наряду с традиционными предметами «Русский язык», «Чтение», «Математика», в учебном плане нашей школы предусмотрен факультативный курс «Элементы физики» (VII — IX классы).

Факультатив «Элементы физики» является не столько учебной дисциплиной, сколько пропедевтическим и общеразвивающим в социальном плане курсом, помогающим учащимся коррекционной школы практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об общих закономерностях природы, законах движения, взаимодействие физических тел, электричестве и многом другом.

Образовательные задачи введения данного факультатива в программу обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида с формированием представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни, и необходимостью пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание ребенка разобраться в многообразии физических явлений. Например, как ни вопрос: «Почему после выключения станка вал продолжает вращаться?» (на вал действует сила инерции), «Почему при дожде становится холоднее?» (испарение происходит с поглощением энергии).

«Элементы физики» имеет большое воспитательное и коррекционное значение, так как содержит сведения, способствующие расширению общественно значимого опыта у умственно отсталых детей; формированию навыков аналитического мышления, ведь то, или иное физическое явление раскрывается на основе установления причинных, временных, следственных и других связей, у учащихся развивается внимание, наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление. Знания, умения и навыки, полученные учащимися специальной (коррекционной) школы при изучении данного курса, с одной стороны, повышают общий уровень их развития и, с другой, создают основу для развития умений и навыков правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач и социально адаптироваться в обществе.

При планировании курса «Элементы физики» следует исходить из психофизических особенностей детей (курс должен быть доступен) и потребностно-мотивационной сферы обучающихся (что их увлечет, что им будет интересно).

Основное содержание данного факультатива составляют простейшие сведения об основных свойствах физических тел и веществ, о важнейших физических явлениях, процессах и их закономерностях. Это позволяет расширить кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире, его состоянии и происходящих в нем изменениях. Например, ребята знакомятся с понятием агрегатного состояния вещества и переходом этих вещее! из одного состояния в другое под воздействием внешних причин (твердое тело ↔ жидкость ↔ газ). Изучая физические свойств тел и веществ, учащиеся приобретают умения классифицировать их по этим свойствам (твердость, горючесть, форма и другое).

При отборе содержания каждой темы курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут сами дети.

Таким образом, программа «Элементы физики» включает в себя следующие разделы:

Физические тела и вещества, и их строение.

Движение и взаимодействие тел, виды сил.

Звуковые явления, звук.

Тепловые явления (испарение и конденсация, плавление отвердевание, виды теплопередачи в быту).

Электромагнитные явления (электрический ток, сила то напряжение).

Световые явления (свет, отражение и преломление свет зеркала и линзы, глаз и очки).

Астрономия, астрономические явления.

Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой. В соответствии с темами и их содержанием на занятиях могут использоваться разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, тестирование, практические работы и другое.



В основе всех наук о природе лежит наблюдение. Поэтому при изучении данного курса особое внимание уделяется демонстрации опытов, экспериментальным заданиям и лабораторным работам. Учащиеся учатся делать самостоятельные выводы о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивают приемы получения и обработки информации при выполнении таких работ, как:

«Определение площади физического тела»



«Определение объема физического тела»

«Наблюдение различных видов деформации»

«Наблюдение за процессом плавления льда»

«Наблюдение за процессом испарения жидкости»

«Наблюдение за процессом кипения воды»



«Перенос жидкости из одного стакана в другой, не дотрагиваясь до них и другие.

Тесная связь обучения с трудом, жизненная направленность обучения являются основными требованиями к обучению элементам физики учащихся коррекционных школ VIII вида. Межпредметная связь трудового обучения и элементов физики направлена на совершенствование трудовой подготовки умственно-отсталого ребенка.

Курс «Элементы физики» обеспечивает теоретическую подготовку, которая способствует умственно отсталым учащимся более осознано овладевать трудовыми умениями и навыками по той или иной специальности, предусмотренной программой школы.

При этом решающая роль в совершенствовании процесса обучения, как труду, так и элементам физики принадлежит учителям этих предметов.

Знания учащихся по элементам физики дают учителю трудового обучения возможность использовать их при решении практических вопросов на уроках труда.

И наоборот, рассматривая с учащимися те или иные свойства тел или веществ, физические закономерности, учитель элементов физики в первую очередь использует те ситуации, с которыми ученик сталкивается на уроках труда. Например, при знакомстве со способами уменьшения и увеличения трения из собственного опыта учащихся используются примеры увеличения трения (смазка липкой пастой ремней ременных передач в станках, пальцев глицерином при перелистывании страниц журналов и книг), уменьшение трения (полировка швейных игл, смазка маслом частей станков, смазка лыж специальной мазью), На уроках элементов физики используются знания учащихся иные при наблюдении в тех же самых мастерских. Учащимся предлагается ответить на такие вопросы-задания:

Какими способами и с помощью, каких инструментов изменяют форму твердых тел?

Где трение полезно, где вредно?

Где можно наблюдать явление диффузии?

Где и когда в мастерской вы используете наклонную плоскость?

В каких электрических приборах или устройствах, которые имеются в мастерских, используется магнитное действие тока?

Устройство клина, инструменты, в которых действует принц клина и т.д.

Элементы физики тесно связанны с другими учебными дисциплинами. Например, при изучении свойств магнита, учитывают и используются знания о компасе, при изучении источников электрической энергии — знания о гидроэлектростанциях, полученных на уроках географии.

В свою очередь, учителя географии и естествознания та используют знания учащихся по элементам физики. Например, при изучении значения воздуха для жизни на Земле, привлекаются знания учащихся о составе и свойствах воздуха, как газе, при изучении грозы, привлекаются знания физической сущности явления.

При изучении ряда тем, из элементов физики, прослеживается связь данного курса с уроками математики. Например, учащиеся знакомятся с разнородными величинами (удельный вес, давление, скорость) и их отношениями при решении арифметически задач. Сюда относятся задачи на вычисление скорости, задачи на время, задачи на вычисление платы за электроэнергию и т.д.

Таким образом, знания учащихся углубляются, пополняются расширяются и становятся более осознанными.

Возрастные особенности и особенности восприятия детей умственной отсталостью обязывают сообщать информацию «короткой строкой» и проводить разделение вербального и зрительного рядов, использовать пояснительные рисунки и оформлять ученические тетради в виде опорных конспектов. При этом для проверки качества усвоения материала можно использовать, устный опрос, решение качественных задач, контрольные работы и тест — опросы. Например:

Какой ученый впервые ввел в науку термин «физика»?

а) Аристотель б) Галилей в) Джордано Бруно

Какой ученый впервые ввел в русский язык термин «физика»

а) Коперник б) Колумб в) Ломоносов

Напиши физические тела, которые можно увидеть:

а)на столе

б)на улице

в)в спортзале

4.Что из данных примеров является веществом? а) стакан б) железо в) стекло

г) тарелка д.) вода е) лед

5. Выпиши все физические явления.

а) движениеб) скоростьв) гроза и дождь

г)пение птицд) горение костра е) хлеб

6.Выпиши все отличительные свойства вещества

а) вес б) формав) объем

г)цвет д) запахе) длина

7.Что такое агрегатное состояние вещества? Напиши правило

8.Заполни таблицу, сохраняется или не сохраняется свойство тел в различных состояниях.

Состояния вещества

Объем

Форма

Твердое тело

Жидкость

Газ

Ввиду отсутствия специальных учебников, на факультативных занятиях по элементам физики используется учебник общеобразовательной школы: Гуревич, А. Е. Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. -4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 192 с: ил.