Статья Национальная идея России

Национальная идея России.

Портнова Е. М.

Современное образование как в нашей стране, так и за рубежом находится в состоянии перелома, который напрямую связан с многочисленными проблемами глобального порядка. У нас ситуация усугубляется общей обстановкой в стране, переживающей реформы и в очередной раз переоценивающей свои собственные исторические пути.

В настоящее время еще не разработаны основы идей воспитательной теории и практики, отвечающей требованиям времени, так как нет четкого определения национальной идеи, построенной на единстве государства, нации и культуры. Угроза потери национальной самобытности Российской цивилизации сохраняется и ныне, поэтому так важны проблемы определения системы духовных ценностей и развития национального самосознания у молодежи.

Возрождение национального самосознания России является доминирующей тенденцией ее современного развития и тяготеет к более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в 20 веке в результате социальных катаклизмов.

Один из проектов национальной идеи Российской Федерации был предложен Андюсевым Б. Е. в Красноярском педагогическом университете, и ,на наш взгляд, является достаточно жизнеспособным. Центральный компонент модели Российской цивилизации в контексте понимания ее в качестве национальной идеи – «традиционная духовность, полиэтническая и поликонфессиональная евразийская культура». Четыре других компонента (гражданственность, патриотизм, державность и соборность) выступают как условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития.

В рамках данной работы мы затронем тему патриотического воспитания. Тема, конечно, не новая, но вариантов ее рассмотрения может быть бесконечно много. Проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, гражданской зрелости и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Сфера образования, в которой проходят подготовку будущие граждане Отечества, составляет неотъемлемый элемент национальной безопасности. Это касается любой страны, не только нашей. Не только школа и система образования, но и государство, общество в целом не могут быть безучастными к тому, как молодое поколение учится, на какие ценности опирается, как относится к своему Отечеству, как осознает свои гражданские обязанности! В то же время система национального образования не должна быть инструментом, при помощи которого выстраивается железный занавес между людьми и народами. Подобно тому, как любое государство, будучи неотъемлемым элементом мирового сообщества, сохраняет свое уникальное лицо, свои святыни и ценности, и образование в каждой стране должно сочетать в себе общемировой опыт, жить сообразно с мировыми тенденциями в педагогической теории и практике и в то же время не терять связей с национальной традицией обучения и воспитания детей и молодежи. Образование самым тесным образом связано с наукой и культурой, следовательно, оно в той или иной степени должно учитывать общие тенденции в этих сферах общественной жизни.

Подобные тенденции предопределили появление особого культурологического подхода в образовании, который обеспечивает задачи консолидация общества, социальной стабильности, преодоления межэтнической напряженности и конфликтов, формирования российского самосознания и самоидентичности, способности к культурному самоопределению, всестороннему развитию способностей и компетенций, духовности и гражданской ответственности.

«Болевые точки» современного общества, к сожалению, хорошо известны и находятся на виду: ксенофобия, культурный нигилизм, расизм, неумение общаться, слушать и понимать «Другого», налаживать диалог, социальная пассивность молодежи. Проблемы современной цивилизации усугубляются пренебрежением к культурному наследию прошлого, снижением общего культурного уровня населения, размыванием традиций, утратой многих культурных смыслов, социальной дисгармонией, утверждением в обществе стрессового мировосприятия. По меткому выражению Е.В. Бондаревской, «спасти современную культуру может именно образование … но для этого оно само должно наполниться культурными смыслами».

Увидеть и оценить мир, понять своё место в нем невозможно без обращения к истокам человеческой цивилизации, традиционным культурам. Дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать углубленно, целиком погружаются в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Мы даем возможность детям выбрать как вариант внеурочной деятельности музейное дело. Это дает возможность при внутренней мотивации реализовать познавательную потребность, огромную любознательность, страстную увлеченность любимым делом.





Специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников.

Ребенок сегодняшнего дня катастрофически утрачивает способность видеть, понимать сущность увиденного, подмечать значительные детали, обобщать. Кстати, познавать окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этих скрытых смыслов вещей. Школьник, вступающий в жизнь, более чем кто-либо другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально-выразительных сведений. Поэтому без привлечения наглядных, образных методов обучения образовательный процесс утрачивает самое главное – перестаёт воздействовать на эмоциональную среду ребенка. А музейные уроки позволяют «вывести» ребенка за пределы школы, дополнить школьное преподавание среди живой природы, в интерьерах музейных залов. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы раскрыть суть ключевых понятий, но и озадачить детей вечными философскими вопросами, ответы на которые они будут искать все свою жизнь. В основе музея лежит принцип – музей для детей и руками детей. Задача образования видится не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещённой личности путем сопричастности к живому опыту культуры.

Школьный музей — это сложный механизм, его жизнедеятельность целиком зависит от работы коллектива педагогов, детей и их родителей. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Поэтому главная цель, которая поставлена организаторами музея,- цель духовно-нравственного порядка – объединение таких семей в их интеллектуальных «хобби», укрепление связи семьи и школы. В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество. Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества.»

Не случайно так важно «обозревать», воспитывать душу. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это – Родина, Россия, её богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире язык, судьбы и деяния великих и обычных россиян. Познать все это и сохранить возможно на базе музейной педагогики. Музей позволит развивать ум и сердце, мышление и чувство, воображение и интуицию, приобретать функциональные знания о мире. А самое главное, позволит творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.

Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности — предоставление посетителям музея возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. Участие детей в поисково-исследовательской работе, изучение и описание музейных экспонатов, создание экспозиций, проведение экскурсий, выполнение творческих работ способствует заполнению их досуга, овладение различными приёмами и навыками краеведческой деятельности.

Сегодня фонд музея включает в себя не только подлинные музейные предметы (в том числе довольно редкие), но и многочисленные творческие работы учащихся, например, сборники фольклорных текстов, разработки сценариев народных праздников, собирание рецептов астраханской кухни и их систематизация, история астраханских храмов в поэзии и фотографиях и т.д. Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они – часть своего народа, своей страны. Результатами работы музея являются ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами старины; проведение выставок новых поступлений; участие в профильных конкурсах (районных, городских, областных и т.д.); отчет о проведении экскурсий.

Таким образом, школьный музей становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, развивает творческие способности детей. Таким образом, современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодежи прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, трудолюбия, гражданственности и патриотизма.