Статья на темуЕсли у ребенка нарушение письма

Если у ребенка нарушение письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, тесно связанную с процессом устной речи, и осуществляется только на основе достаточно высокого фонетико-фонематического уровня ее развития.

В процессе письма активно включается глаз, рука ,поэтому взаимодействие слухового, зрительного, двигательного и речедвигательного компонента письма приобретает особую важность.

А. Р. Лурия — известный физиолог в своей работе «Очерки психофизиологии письма» определил следующие операции письма.

Письмо начинается с мотива ,с побуждения, задачи. Необходимо вызвать позитивную мотивацию у ребенка, т. к. письмо, а точнее письменная речь является средством самовыражения.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой стороны слова, то есть ребенку необходимо услышать звук и проговорить его про себя.

Затем ребенок переходит к следующей операции письма, он соотносит звук, выделенный из слов с определенным зрительным образом буквы, которую нужно отличить от всех других, особенно сходных графически.

Следующая операция — с помощью движения руки ребенок воспроизводит зрительный образ буквы, в этот момент осуществляется двигательный контроль. Проще говоря, рука «запоминает» движение, необходимое для написания буквы.

При несформированности какой-либо из указанных функций может возникнуть нарушение письма, или дисграфия.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, вызванных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма школьников.

Существуют несколько видов дисграфии, которые определяются в зависимости от характера ошибок детей.

В первом и втором классе мы анализируем ошибки письма в диктантах и списывании.

Какие же виды ошибок существуют?

Рассмотрим ошибки при артикуляторно-акустической дисграфии когда у ребенка нарушено проговаривание фонем и фонемное распознавание звуков:

1. Смешения звонких и глухих согласных: т(д)авно, кос(з)лик, поп(б)еда.

2. Замена гласных: клё(ю)ква, Лу(ю)ба

3. Смешение заднеязычных согласных к-х –г : черёмук(х)а , горок(г)овый

4. Замена сонорных р-л: хор(л)одный, л(р)абота

5. Смешение свистящих и шипящих: ш(с)ушим, ж(з)ажгли, с(щ)енок

6. Смешения аффрикатов ч-ц: роч(щ)а, грац(ч)и, ут(ч)итель

Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки, дети допускают следующие ошибки:

Смешения о-а в сильной позиции: бо(а)нт

Смешения согласных б-д, и-у, п-т, х-ж, г-р: дюд(б)ит, ми(у)ха, шат(п)ка, ех(ж)а, г(р)ечка

Оптическая дисграфия характеризуется недоразвитием зрительного восприятия анализа и синтеза:



Замена графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов в-д, п-и

Искажения букв (включаются, пропускаются, неправильно располагаются элементы букв)

Зеркальное написание букв З(Е)вгений

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризуется искаженной структурой слова и предложения:

1. Пропуски согласных и гласных: к(о)рова, с(т)ул

2. Перестановки букв: мартёшка (матрёшка)

3. Добавления букв: сверкрнула (сверкнула)

4. Перестановки слогов: бобачка (бабочка)

5. Раздельным написанием частей слова: из бушка, я сный, с вой

6. Слитным написанием слов: кротрыл (крот рыл) ветки елии сосны(ветки ели и сосны), каждень (каждый день)

7. Смещением границ слова:сто ялдомик(стоял домик),у дедмор за ( у деда мороза)

8. Нарушение деления предложения

Письменная речь — высшая психическая функция, которая выражается на бумаге, запечатлевая собственные мысли.



Письменная речь включает в себя два аспекта: орфографические навыки и развитие речи.

Стойкая и спецефическая несформированность усвоения орфографических навыков ,знаний и умениий принято называть дизорфографией.

Уровень сформированности письменной речи мы смотрим в творческих работах детей (изложении, сочинении)

Основная часть орфографических правил русского языка базируются на морфологическом принципе т. е. единообразное написание частей слова.

.Для большинства детей главной причиной дизорфографии является трудность овладения морфемами и сужение словаря.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: фонетики, лексики , грамматики и связной речи.

Дети с общим недоразвитием речи допускают как дисграфические ошибки так и аграмматизмы:

1. Ошибки в словообразовании с помощью суффиксов и приставок: арбузчик (арбузик), рукища (ручища)

2. Ошибки в образовании прилагательных от существительных: каменовый (каменный) медведий (медвежий),



3. Ошибки в словоизменении : пять яблоков (яблок), поросятов (поросят)

4. Ошибки в нарушении связи слов в словосочетаниях и предложениях :Она была румяным. (румяной)Шел к фермы(фурме), большая белое пятно( большое)

5. Трудности конструирования предложений: гусивышли иза двора пошли на пруд

В работе над специфическими ошибками очень важна организация процесса работы. Нужно успокоить ребенка и вызвать интерес и желание писать без ошибок. Заниматься ежедневно, но недолго Обращать внимание на положительный результат. Сравнивать только свои результаты. Думать, прежде чем писать.

Соблюдение дифференцированного подхода к разным группам ошибок и четкая организация процесса поможет «приручить» руку ребенка писать правильно и довести навык правильного письма до автоматизма.