Статья на тему Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся

Статья на тему: «Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся старших классов».

Историческое значение каждого… человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в современном мире все более заметной стала утрата обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Поэтому правительством была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Данный проект является одним из возможных инструментов воспитания патриотического сознания и призван помочь учителю найти решения следующих воспитательных проблем:

Как научить ребят беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой город, свою Родину?

Как воспитать в детях учение быть человеком не на словах, а на деле?

Как научить проявлять уважение к героическому прошлому своего народа, труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну?

Как научить быть социально-активным в решении проблем?

Как показывают исследования психологов и социологов, патриотизм не воспринимается большинством современных подростков как важнейшее качество личности. Чаще всего, дети говорят о «разумном эгоизме», о необходимости заботиться в первую очередь о своих личных интересах, и только затем задумываться об общих – национальных и государственных. В этой связи важнейшей задачей школы является создание таких педагогических ситуаций, при которых учащиеся, освоив конкретный исторический материал (сведения о прошлом и настоящем России), смогли бы переосмыслить имеющиеся у них стереотипы, изменить взгляд на сущность такой нравственной категории как «патриотизм», «патриот». Одним из способов является проектная деятельность, которая объединяет разные способы познания: учебные, исследовательские, экскурсионные. Хочу поделиться опытом такой проектной деятельности. Проект, который я разрабатывала с учащимися 10-11 классов, посвящён героическому прошлому нашей страны. Мне хотелось, чтобы школьники вышли за рамки схем исторического материала, узнали новое о тех, кто составлял и составляет народ России. Это те, кто без различия национальности, вероисповедания, Сословной принадлежности, защищал Отечество, радел о благополучии России. Первым результатом проекта был исторический конкурс «Их помнит вся Россия».Продолжением этой деятельности стала заочная экскурсия «Ратные поля России»(Куликовское, Бородинское, Прохоровское поля сражений).Выбор темы был не случайным. С 1995 года указом президента Российской Федерации великими ратными полями были названы Куликовское, Бородинское, Прохоровское. Все они являются историко – природными музеями – заповедниками. Мы постарались собрать интересный материал, осмыслить его, выразить в форме заочной экскурсии. Хочу обратить внимание на цели и задачи проекта.

Педагогическая цель проекта: создать условия для переосмысления учащимися сущности понятия «патриотизм» и осознание необходимости включения этой нравственной категории в шкалу личностных духовно-нравственных ценностей.

Задачи проекта:

систематизация и обобщение знаний учащихся о героическом прошлом нашей страны, приобретенных на уроках и во внеурочной деятельности;

расширение представлений учащихся о военной истории России и о способах (формах) сохранения памяти о важнейших сражениях, повлиявших на судьбу страны в целом;

рефлексия учащимися имеющихся в молодежной среде стереотипов относительно понятия «патриотизм» и «патриот», а также формирование позитивного отношения к данным нравственным категориям;

формирование гордости за свою историю и свой народ, уважительного отношения к воину – защитнику России;

развитие исследовательской культуры учащихся в процессе их самостоятельной познавательной деятельности, направленной на сбор и обобщение историко-краеведческой информации о ратных полях России;

развитие коммуникативной культуры школьников, умения презентовать результаты своей исследовательской деятельности.

Прогнозируемые результаты ичностные образовательные результаты):

Учащиеся, принимавшие участие в проекте, приобретут:

знание о таких исторических событиях как Куликовская битва, Бородинское сражение…., о таких памятниках историческому прошлому как «Куликовское поле», «Бородинское поле», «Прохоровское поле».

представление о сущности понятия «патриотизм»;

умение давать оценку тем или иным историческим событиям;

умение характеризовать поступки и действия людей с позиции проявления патриотизма;

умение анализировать различные исторические источники, сопоставлять их, систематизировать;

умение работать в группе;





умение представлять результаты своего исследования в устной форме, выступать с сообщением перед одноклассниками;

умение представлять результаты своей исследовательской деятельности в творческой форме (заочная экскурсия)

Проблемные вопросы,

предлагаемые для обсуждения учащимся

в ходе работы над проектом

Патриотизм: высокое слово или необходимое качество?

В чем проявляется патриотизм: можно ли его увидеть или почувствовать?

Патриотизм: проявляется исключительно в военное время или ему есть место и в мирной жизни?

Есть ли патриоты среди нас?

Нужно ли быть патриотом сегодня?

Нужно ли сохранять память о военных подвигах России, когда люди проявляли массовый патриотизм и героизм?

«Ратное поле» – в чем уникальность такого памятника истории и культуры? Нужно ли заботиться об их сохранении?

Созданный в ходе проекта «отчуждаемый» продукт

«Овеществленным», материальным результатом реализации проекта, является разработанная учащимися заочная (виртуальная) экскурсия по ратным полям России. Текст данной экскурсии, а также электронная презентация к ней могут использоваться широкой педагогической общественностью (учителя истории и обществознания, классные руководители, педагоги дополнительного образования) не только образовательных учреждений Санкт-Петербурга, но и других регионов Российской федерации.

Особенности реализации проекта

Тип проекта:

краткосрочный, групповой, творческий

Сроки реализации проекта:

2 месяца (январь – февраль 2009 г.).

Этапы проекта:

Подготовительный этап: определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач, подбор и разработка необходимых материалов (подбор литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т.д.).

Основной этап: представление заочной экскурсии, составленной учащимися, на основе мультимедийной презентации.

Заключительный этап: рефлексия и оценка проделанной работы.

Основное содержание проектных действий:

Выбор темы проекта «Ратные поля России». Он был не случаен. В 1995 году Указом Президента РФ великими ратными полями были названы Куликовское, Бородинское, Прохоровское. Все они сейчас историко-природные заповедники.

Формирование группы учащихся 10-х-11-х классов — активных участников проекта.

Сбор и обработка информации: текстовой, графической, видео, музыкальной и т. д.

Создание большой мультимедийной презентации (три части)

Написание текста заочной экскурсии. Подготовка экскурсоводов.

Обсуждение полученного проекта учащимися и педагогом. Корректировка полученного результата.

Принятие решения о проведении выездного мероприятия школы в музее (Государственный музей истории Санкт-Петербурга- Особняк Румянцева). Заочная экскурсии на основе презентации проводилась в музее для учащихся 10-11 классов, а также для педагогов района.

Рефлексия: 1. Обсуждение качества проведенного мероприятия (что удалось и что можно улучшить).2.написание эссе на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать».3.Использование материала проекта в дальнейшей воспитательной работе школы (классные часы, уроки мужества, семинары и т.д.).

Проведение педагогической диагностики – удовлетворенность школьников работой над проектом и оценка его результатов (анкетирование, собеседование).

Педагогическая оценка

достигнутых образовательных результатов

«Всё начинается с детства…» — это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применение к обществу, как феномен, детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества, формируется патриотическое сознание личности.

Непосредственное вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятия позволило им погрузиться в историческую атмосферу, получить навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя профессиональными экскурсоводами. Создание презентации и заочной экскурсии серьёзный и трудоёмкий процесс, который дал возможность каждому проявить свои способности и умения.

Наверное, важно было не только собрать качественный материал, осмыслить его, красочно оформить, самое главное — это чувство сопричастности героическим событиям, которая появилась у ребят, а также возможность ретроспективного взгляда на историю России. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности являлось формирование и развитие у ребят социальной активности, складывание чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России, гордость за свою Родину. История — особый предмет. Патриотизм неотделим от исторической памяти. Не случайно дочерью богини памяти является муза истории – Клио «дарующая славу».История нашей Родины дарует славу прошлым, настоящим и будущим поколениям России. И мы должны достойно растить наше будущее.