Статья на тему Развитие критического мышления на уроках химии

Учитель ГОУ Центр образования №167

Андреева Нина Ивановна

Развитие критического мышления на уроках химии

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках- повторение сказанного учителем.

Организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить и реализовать педагогические задачи, о которых было сказано выше. Критическое мышление — это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов хх в. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Модель критического мышления описана С. И.Заир – Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла ( осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Рассмотрим использование технологии на примере структуры и содержания урока.

Стадия (фаза) 1 – стадия вызова

Деятельность учителя.

Задачи данной фазы

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,

активизация учащихся,

мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения),

систематизирует информацию до ее изучения,

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные методы и приемы

- Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;





- перепутанные логические цепочки ;

- «мозговая атака» и т. д.

Информация полученная на первой стадии:

выслушивается,

заслушивается,

обсуждается,

работа ведется индивидуально – в парах – группах.

Стадия (фаза) 2 – стадия осмысления (реализации).

Деятельность учителя

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Деятельность учащихся

Ученик читает (слушает) текст, используя активные методы чтения, предложенные учителем,

делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «+», «-», «?»,( по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии 3

Деятельность учителя

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям,

внести изменения, дополнения,

дать творческие или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы

- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия –.синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д.изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах.

Синквейн.- способ творческой рефлексии – «стихотворение», написанное по определенным правилам:

1 строка – одно существительное,

2 строка – два прилагательных,

3- я – три глагола,

4 –я – крылатая фраза,

5 – я – одно существительное, которое отражает суть.

«Критическое мышление» можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения. Развитие предложенной технологии является ступенью в модернизации образования России.