статья на тему компетентностный подход в преподавании математики_40969

ГБОУ АО СПО «Верхнетоемский лесной техникум»

п. Двинской

Чертополохова Алена Васильевна, преподаватель

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Математика кажется нам отвлечённой только потому, что мы не замечаем применения её принципов в природе. (П. Чаадаев) Слова Чаадаева П. во многих случаях до сегодняшних дней могли находить свое отражение в отношении учащихся к математике. В наши дни данную проблему решает компетентностный подход в преподавании в соответствии с ФГОС.

Благодаря компетентностному подходу результаты обучения могут быть расширены, а эффективность обучения математике может быть существенным образом повышена.

На уроках математики необходимо формировать такие компетенции, как информационная, коммуникативная, исследовательская, готовность к самообразованию. Для этого необходимо разработать и реализовать на практике методику формирования у обучающихся приемов математической деятельности на основе компетентностного подхода, сущностными характеристиками которой являются:

- практико-ориентированный характер конструирования учебной информации;

- деятельностные способы и формы ее освоения;

- обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.

В условиях компетентностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе обучения учитель был основным и наиболее компетентностным источником знаний, то при новом подходе в образования учитель выступает больше в роли тьютера, то есть организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентностного консультанта и помощника.

Лозунги современным учителям:





Боритесь со скукой на уроке, или используйте «Волшебство творчества».

Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.

Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.

Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные» и т.п.).

Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.

Еще в 20-е годы руководитель школы имени Достоевского В.Н. Сорока — Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше учителя – побольше ученика». Многие статистические данные показывают повышение эффективности обучения при большей свободе действий обучающегося. «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому» — Д. Пойа.

В результате у обучающихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Не стоит забывать и о важности мотивации в изучении математики — науки, в которой простые «вещи» из нашей жизни прячутся за скупыми ( на первый взгляд) символами. Еще Б. Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».

В результате соответственно организованного обучения получаем то новое качество, увязывающее знания и умения учащегося с перечнем интегральных характеристик качества подготовки, называемое компетентностью. Освоение соответствующих компетенций способствует повышению качества образования и достижению личностью различных целей в будущем, благодаря адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.