Статья на НПКИзменяющееся воспитание в изменяющемся мире

МБОУ СОШ №18 С. Харагун

Хилокский район, Забайкальский край

ЗДВР—Григорьева И.Ю.

Секция «Роль семьи, СМИ, общественности социально-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение детей» на межрегиональной НПК

«Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»

« Школьные СМИ как способы расширения воспитательного

пространства сельской школы»

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. В одном из программных документов развития современной Российской школы, а именно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что: « Новая школа—это центр взаимодействия как с родителями, с местным сообществом, с различными организациями социальной сферы., Новая школа- это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом». Современный социальный заказ на формирующуюся личность включает в себя, прежде всего, необходимость физического здоровья растущему человеку, развития его способностей (умственных, трудовых, коммуникативных, творческих). Это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, Родины и человечества, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Развитие данных компетенций становятся базой к самоопределению, к самореализации и развитию успешной личности.

Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт — важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья. Роль школы состоит в том, чтобы помочь родителям в воспитании такого человека . Интеграция усилий семьи и школы—это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной целью которого является воспитание и развитие личности ребенка, его счастья и успеха. Задача педагогов – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком. Психологические исследования подтверждают тот факт, что в « зоне риска» оказываются практически все современные семьи и не только неблагополучные, так как трудовая и психологическая нагрузка родителей очень часто отодвигает на задний план процессы полноценного воспитания детей. В связи с этим в современном мире всё больше растет понимание семьи, определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном счёте, развитие всего общества.





За основу воспитательной системы МБОУ СОШ №18 нами была взята идея создания условий для развития и становления личности ребенка в условиях сельской школы. Специфика работы сельской школы в социально-педагогическом плане заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит как бы в едином образовательном пространстве: жизнь семей и влияние социального окружения естественно соприкасаются и пересекаются в деятельности коллектива сельской школы. Эта специфика наглядно проявляется, если проанализировать социальный портрет учащихся нашей школы. По этническому составу населения школа является двунациональной (русские и буряты и возрастает число метисов), что сразу же ставит задачу воспитания межнациональной толерантности. Социальный состав семей достаточно сложный. Образовательный статус семей за последние 3 года несколько повысился, но все ещё 64% семей с невысоким образовательным уровнем. К сожалению, как и везде в школе возрастает число детей проживающих в неполных семьях с 57(14,5%) до 87 детей (23, 5%). В селе высок уровень безработицы и поэтому 45% родителей наших учеников – безработные. Социальное окружение вызывает тревогу по причине алкоголизации молодежи и родителей. Количество детей, состоящих на ВШК по причине проживания в социально опасной среде, значительно возросло, с 17детей (4,5%) до 31 ребенка (8,3%). Исходя из анализа социального паспорта школы, можно сделать вывод, что фактически многие дети могут получить полноценное воспитание, направленное на развитие творчески развитой, социально ориентированной личности, способной строить жизнь, достойную человека, в основном в школе. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка. Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива. Задача педагогов умело и грамотно строить свои взаимоотношения со всеми семьями учащихся. Трудность состоит в том, что основным инструментом нашей работы остается только слово. Исходя из этого, одной из приоритетных задач работы с семьёй, является постоянное информирование родителей, социального окружения о школьных делах, интересах детей и развития школы. Современная школа должна быть максимально открытой для общества, и следовательно многократно возрастает роль и значимость использования всевозможных СМИ, и прежде всего школьных.

Эту задачу в нашей школе мы стараемся выполнять максимально. Педагогический коллектив школы считает необходимым создание единого информационного пространства, объединяющего несколько видов различных средств массовой информации.

Единый информационный центр становится: для обучающихся школой общения, развития общественно-политической культуры, социальной активности, осознанного выбора жизненных перспектив; а для педагогов и родителей средством объединяющим усилия в воспитании.

Политика руководства доводится до сведения педагогов и обучающихся в виде приказов, распоряжений, а также решений, принимаемых на заседаниях педагогических советов и совещаниях, размещаемых на сайте школы http://www.schol18haragun.ucoz.ru/, через информационные бюллетени учебно-методического управления, а также через участие школьного сообщества в работе Российского сайта «dnevnik.ru». Важной составной частью работы конкретно нашей школы является издание школьной газеты «Портфельчик». Школьная газета « Портфельчик» стала издаваться с 2001 года, фактически сразу же после того, как в школе появились первые ИКС. За это время вышло уже 65 номеров, с периодичностью 1-2 раз в месяц. Вначале пытались реализовывать газету через розничную продажу учащимся и их родителям, но это оказалось не рентабельно. Сейчас для информирования сельской родительской и общественной аудитории пошли следующим путем. Газета выпускается в нескольких экземплярах и размещается на специальных стендах в 3 зданиях школы, а также в местах большого нахождения людей (сельский клуб, сельская администрация, ж/д предприятие ПЧ 2, поликлиника). В газете публикуются материалы о проведенных в школе мероприятиях, или участии школьного коллектива в муниципальных, региональных, Российских мероприятиях. Для полноты социального охвата номера газеты « Портфельчик» публикуются также на сайте школы и на страничке в «Дневник.ру», а также на отдельном школьном сайте библиотеки: http//biblio18haragun.ucoz.ru . Руководителем школьной газеты с 2006 года является наш библиотекарь Бурдина Ирина Петровна, победитель общероссийского конкурса школьных библиотекарей 2010 года. Для наглядного представления всей жизни в школе мы также стали выпускать школьную фотогазету « ФОТОmixs». Фотогазета позволяет выдающиеся моменты в жизни школы фиксировать.

Кроме газеты с 2007, после получения гранта, в школе стало развиваться школьное телевидение. Учащиеся выпускают ролики: о жизни школы, конкурсные работы, ролики- поздравления. На сегодняшний момент выпущено 36 роликов. Но в деятельности школьного телевидения есть серьезные объективные трудности, а именно: необходимость профессионального или хотя бы полупрофессионального оборудования для монтажа роликов и отсутствие звукоизолированного специального помещения при озвучивании роликов. Мы считаем, что развитие школьного телевидения это уже не просто веяние времени, а необходимость.

Всестороннее и открытое освещение деятельности школы позволяет выстраивать отношения всего школьного сообщества с позиций создания ситуаций успеха, что очень важно для формирования успешной личности детей. Совместная работа в школьной газете или участие в создании роликов школьного телевидения, помогают развивать умение работать в коллективе, способность понимать творческие проекты, выдвигаемые сверстниками, сопереживать их неудачам и радоваться их достижениям, т.е. формировать толерантное отношение друг к другу. В результате работы у школьников возрастает познавательная активность, повышается информационная культура, формируется социальная активность. Включение подростков в процесс творческой деятельности способствует не только удовлетворению их потребностей и интересов, но и формированию культуры общения, а так же, приобщение к социальным нормам и ценностям.

Таким образом, родительская общественность и школа, осуществляя взаимодействие в реальном пространстве, через газету, телевидение и возможности internet, порождают в среде своего обитания особое информационное пространство взаимодействия. При этом информирование рассматривается не как пассивное просвещение, а как приглашение к сотрудничеству с целью построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка. Взаимодействуя с источниками информации, родители находятся не только в пассивной позиции потребителя, но и активного участника процесса коммуникации и преобразования практики по воспитанию собственных детей. Итак, школьные СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством развития и воспитания подрастающего поколения.