Статья Методы повышения стрессоустойчивости педагога

Педагог дополнительного образования

С. В.Медикова

Статья

«Методы повышения стрессоустойчивости педагога»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения педагогическим тактом), проектировочными умениями.

Данная ситуация способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Актуальность темы в проблеме профессиональной дезадаптации, проявляющиеся в снижении работоспособности, потере интереса к работе, раздражительности.

Цель: выявить основные факторы, влияющие на стрессоустойчивость педагога.

Для начала выясним значение термина, который прочно вошел в нашу жизнь – «стресс». Ганс Селье говорил «стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Сегодня под стрессом сегодня все чаще подразумевают значительные физиологические и психологические перегрузки. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называется стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость — индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями…). Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности.

Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция — воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния).

Используя методы саморегуляции (Е. М. Семенова, Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Психотерапия 2006 г, с. 134-165), педагог получает возможность спокойно проанализировать ситуацию, сохранить в сложных эмоциональных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.

Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям.





Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что уровень стрессоустойчивости педагога, возможно, повысить и закрепить в условиях реализации комплексной программы повышения уровня профессиональной стрессоустойчивости педагога.

Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей (методики: ТПО К. Леонгарда, ДМО Лери, ИТО Собчик и др).

Отмечу, что особое внимание следует уделить саморефлексии (от лат. сам и reflexus – «отражение, поворот») – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию) как одного из факторов стрессоустойчивости педагога.

Практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения; Н. В. Самоукина, Психологический тренинг учителя, психотерапия 2006 г. с. 9 ). Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.

Отсюда ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (педагога) – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально –типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Используемая литература:

Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1995. № 4.

Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 1999г.,

Баныкина С. В., Е. И. Степанов «Конфликты в современной школе», Едиториал УРСС, 2006

Баныкина С. В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1997.

Гринберг Д. Управление стрессом. СпБ.: Питер, 2002..

Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород, 1995г.

Журавлев В. И. «Основы педагогического конфликта» — М.: 1985.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.

Онишина В. В. Учебный стресс и способы его нейтрализации, Москва 2007

Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983.

Просвиркин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования, Москва 2007

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений, Санкт – Петербург, 2002

Шепель В. М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987

Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

Н. В. Самоукина, Психологический тренинг учителя, психотерапия 2006 г. с. 9

Е. М. Семенова, Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Психотерапия 2006 г, с. 134-165