Статья Методические и организационные приемы используемые только в работе при обучении

Методические и организационные приемы, используемые только в работе при обучении на профильном уровне.

Учитель биологии МОУ»СОШ№8».

Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Первоначально рассмотрим особенности форм и методов урочной работы, перечислим их и дадим им краткую характеристику.

Обзорные и установочные лекции, которые являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то проводим лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, мы стараемся подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов устройства и функционирования биологических систем. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, — сохраняются практически всю жизнь. Лекция-беседа кажется эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки школьных лекций. Назовем лишь некоторые из них: «Биологические системы и их свойства» (10-й класс); «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» (10-й класс); «Основные пути эволюции групп организмов» (11-й класс) и др. Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Их, как правило, мы организуем по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение», «Дискуссионные проблемы ранних этапов эволюции жизни на Земле»- семинар-дискуссия). Посещение анатомического музея при СГМУ, где проводится подробная лекция по курсу «Человек».

Экспериментальные задания конечно хорошо бы использовать, с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности, но для этого необходимо достаточно времени на проведение элективных курсов , н/р, по «Физиологии растений» (10-й класс) , н/р, при выяснении влияния интенсивности освещенности листьев растения на скорость фотосинтеза.



Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся нами при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости — консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится нами непосредственно перед выполнением практической работы. Конечно, хорошо бы проводить лабораторно-практические работы на местности — в лесу, на лугу, у пруда и т.д. Например, для 11 кл. изучая раздел «Основы экологии», выполняя на местности такие работы: «Определение видов растений, составление их морфологической характеристики и изучение разнокачественности особей в ценопопуляции растений»; «Изучение природного биоценоза» ( в рамках дополнительных часов). Подобные лабораторные работы, включающие в себя непосредственные наблюдения в природе, дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями в их естественном окружении, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для старшеклассников ( Например, каково значение выявленной морфологической и экологической разнокачественности особей в функционировании растительного сообщества? За счет чего обеспечивается устойчивость изучаемого сообщества и т.п. Ответы на эти и им подобные вопросы нельзя отыскать в учебниках, так как они требуют знаний конкретных природных экологических систем. Помимо возможности использовать полученные школьниками теоретические знания при решении практических проблем, лабораторные работы воспитывают у них добросовестность в выводах и трезвость мысли).



Предметные олимпиады — соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов это, прежде всего, состязание по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Работа с КИМами ЕГЭ ( часть А, В,С). (Выполнение творческих заданий). Т.к. в ЕГЭ большой объем заданий по разделу общей биологии это объясняется тем, что в нем интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиции клеточной, хромосомной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание в ЕГЭ уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции.



Очень важным дополнением к работе по данному направлению является организация и проведение элективных курсов. Они могут иметь разную тематику, но должны придерживаться одной цели: углубленное и расширенное изучение основных биологических понятий и закономерностей. Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.