статья Метод проектов как условие развития творческой личности школьника

Метод проектов как условие развития творческой личности

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка и его творческих способностей. При проектном обучении учащиеся пользуются не только уже полученными ранее знаниями, но и учатся самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников информации и развивают у себя исследовательские умения.

Системы действий учителя и учащихся

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта: разработку проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Таблица1. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик подбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе:формулиро-вка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, стимулирует их деятельность координирует работу учащихся

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся в начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

К

Исходя из опыта своей работы, могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием и большой заинтересованностью проводят наблюдения и исследования, связанные непосредственно со здоровьем человека.

Как пример проектной деятельности, направленный на профилактику курения, привожу этапы работы и тезисы научно – исследовательского проекта: « Здоровье дороже золота. Курить — здоровью вредить!», выполненному под моим руководством учащимися 11 класса нашей школы.



Работа участвовала в конкурсе «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга», который был объявлен в апреле 2013 года комитетом по науке и высшей школой СПб. В конкурсе участвовало 237 работ. Учащиеся нашей школы стали победителями в номинации » Биология, медицина, химия, науки о земле, экология» и были награждены дипломами Победителей и ноутбуком.

Этапы выполнения нашего проекта

1. Изучение соответствующей литературы по данному вопросу.

2. Анкетирование учащихся 6-11 классов для выявления актуальности данной проблемы в нашей школе.

3. Проведение исследовательских опытов

4. Проведение классных часов в 6-11 классах о вреде курения с использованием информационных технологий и результатами поставленных опытов.

5. Повторное анкетирование учащихся через месяц.

6. Подведение итогов: выводы, составление программы дальнейшего использования проекта.

Тезисы к научно-исследовательскому проекту: « Здоровье дороже золота. Курить – здоровью вредить!»

Цель работы:

профилактика курения

уменьшение количества курящих учащихся в нашей школе

Задачи:

рассказать учащимся  правду о курении

провести научно-исследовательские опыты, доказывающие вред курения.



Методы исследования: анкетирование, работа с источниками информации, эксперимент.

Гипотеза

Курение оказывает отрицательное воздействие на жизненные процессы любого живого организма. Выбор « курить или не курить» во многом зависит от уровня знаний по данной проблеме.

В России курят 30-40% населения подростков. Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. По данным Минздрава, каждый десятый школьник страдает табачной зависимостью. Курение способствует возникновению различных заболеваний, приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни.

Научными исследованиями доказано, что курение вызывает много тяжёлых заболеваний. 90% рака лёгких наблюдается у людей, которые курили. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета уносит 6 минут жизни.

Курение является социальной проблемой общества как для его курящей, так и для некурящей части населения. Некурящие вынуждены вдыхать вредные вещества, входящие в состав табачного дыма, что не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и другие вредные вещества, входящее в сигарету.

Первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать устойчивое негативное отношение к курению.

Наша гипотеза была подтверждена научно-исследовательскими опытами:



влияние настойки табака на развитие побега сирени и фасоли;

влияние настойки табака на развитие зародышей семян фасоли;

влияние табачного дыма на развитие растений герани;

влияние курения на пульс и артериальное давление человека;

сравнение содержания СО2 в выдыхаемом воздухе курящего и некурящего человека;

влияние никотина на активность ферментов слюны

поведение пиявки в воде, которую использовали для кальяна.

Выводы

Результаты всех опытов показали негативное влияние курения на живые организмы. После проведения классных часов по данной теме, через некоторое время 6 учащихся из 38 бросили курить. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Метод проектов, как один из методов в реализации развития творческой личности, относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки со стороны учителя и учащихся, а также координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом.

Используемая литература

1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». — М.: АПК и ПРО,2002.

2. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва «Планета»2010

3. С.А. Цабыби,  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», Волгоград: «Учитель», 2009