Статья Лист

Мусатова Татьяна Данииловна

Ференцу Листу 200 лет

1811-2011

Отец Ференца Листа — Адам Лист работал смотрителем овчарни у князя Эстергази. Да – да! Потомка того самого князя Эстергази, у которого И. Гайдн 30 лет руководил оркестром! Адам Лист был прекрасным музыкантом – любителем, он рано заметил способности сына и сам стал его учить. Князь Эстергази восхищался юным талантом и часто приглашал его выступать перед своими гостями. А однажды князь и четверо его друзей позвали Адама Листа и сказали ему, что сына нужно учить профессионально, в столице. «Господа! К сожалению у меня нет таких средств!», — воскликнул Адам. Князь с друзьями посовещались и предложили дать ему столько денег, сколько потребуется для жизни всей семьёй в столице и обучения Ференца в консерватории. Эти пятеро богатых людей были меценаты. Им мы обязаны тем, что в мировую музыкальную сокровищницу на все времена вошла торжествующая, пламенная, несущая свет и радость музыка Ференца Листа!

Итак, в 1820г., девятилетний Ференц с семьёй, после концертного турне по Венгрии, отправляется в Вену, где занимается у знаменитого ученика Л. Бетховена – К. Черни. Это тот самый Черни, по чьим сборникам этюдов мы все учимся. В это время в Вене живут и творят великий классик Л. Бетховен и скромный, пока ещё мало известный Ф. Шуберт. Юного Листа представили глухому Бетховену. Бетховен не слышал, что играл Лист, но видел его вдохновенное лицо и мелькание пальцев. Он поцеловал мальчика, и этот поцелуй Ф. Лист считал своим благословением.

История создания траурного шествия листаВ 1823г. Листы едут в Париж – поступать в Консерваторию. Но неожиданно получают отказ, так как в Парижскую консерваторию принимают только французов, а Лист – венгр.

Ну и не беда! Отец приглашает лучших учителей давать сыну частные уроки. Ференц много занимается, много выступает. Концертных залов, куда можно было бы просто купить билет и слушать какую хочешь музыку, тогда почти не было. Богатые люди устраивали балы или вечера и приглашали известных исполнителей: певцов, пианистов, скрипачей, целые ансамбли и оркестры чтобы удивить своих гостей. У Ференца не было отбоя от таких приглашений. На одном из таких вечеров он знакомится с Николо Паганини – величайшим итальянским скрипачом – виртуозом, который в пылу страсти во время игры однажды оборвал три струны на своей скрипке, и ему пришлось доигрывать целый большой фрагмент на одной струне, причем столь блестяще и виртуозно, что слушатели были в восторге, а мы почти через 200 лет удивляемся и восхищаемся рассказами о его игре. Дружил Лист и с Гектором Берлиозом – величайшим французским симфонистом, и с Рихардом Вагнером – автором бессмертных опер «Лоэнгрин», «Тангейзер», тетралогии «Кольцо Нибелунга», включающей в себя оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» и других. Удивительной была встреча и дружба Листа и Шопена. Яркая, блестящая, часто подобная урагану музыка Ф. Листа в История создания траурного шествия листатечении нескольких лет будоражила Париж. Он был любимцем публики. И вдруг откуда – то из никому не известной Польши приехал со своими проникновен-ными мазурками и ноктюрнами Фридерик Шопен. Публика кинулась слушать новые, ранее неизвестные мелодии, образы, жанры. А Ференц Лист совсем не обиделся! Он пришел на концерт к Шопену, протянул руку со словами восхищения, и они стали друзьями на всю жизнь.



Вскоре Ф. Лист покинул Париж и отправился в путешествия. Швейцария, Италия… Фортепианные пьесы, рождённые под впечатлением путешествий, вошли в сборник «Годы странствий», это: «Женевские колокола», «Долина Обермана», «Сонеты Петрарки», «Часовня Вильгельма Телля»… Одновременно Лист преподает в Женевской Консерватории и даёт концерты в Париже и Вене.

1839 – 1847 годы – апогей концертной деятельности Ференца Листа. Слава, любовь публики, популярность. Каждый его приезд в родную Венгрию превращается в национальный праздник, а в Берлине его провезли по городу на высокой колеснице в сопровождении празднично наряженной свиты. Генрих Гейне назвал его «Странствующим кавалером всех возможных орденов», потому, что правительства всех европейских государств: Франции, Англии, Италии, Австрии, Венгрии спешили вручить ему свои ордена в награду за талант как исполнителю на фортепиано, дирижеру оркестра, композитору! Гастролировал Лист и в России. Его игру слушали М. Глинка, А. Серов и А. Стасов и поклялись друг другу, что не забудут этот день никогда.

Затем Ф. Лист оставляет концертную деятельность и с 1848 по 1861годы живёт в Веймаре. Когда – то там работал органистом И. С. Бах, жили и работали немецкие поэты Гёте, Шиллер, Гердер. Ф.Лист становится дирижером оперного театра и ставит оперы: «Орфей» Глюка, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий Голландец» Вагнера и другие. Руководит он и симфоническим оркестром. К нему приезжают известные музыканты, такие как И.Брамс из Вены, Б. Сметана из Чехии, А. Серов и А. Рубинштейн из России. Был знаком с Ф.Листом и А. П. Бородин – легендарный русский композитор – химик, автор оперы «Князь Игорь». А жена Бородина – Е. Протопопова была одной из лучших учениц Листа. Из далёкой Норвегии приезжал юный Эдвард Григ, которого Ф. Лист принял с восторгом и обещал ему великое будущее, как бы дав благословение. Среди написанных в этот период произведений – «Утешения», «Траурное шествие», «Венеция и Неаполь»: «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла» для фортепиано, а так же симфонические поэмы «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Ночное шествие», «Мефисто — вальс»…

Постепенно Ференц Лист всё больше обращается к миру чувств, проблемам жизни и смерти, поискам душевной гармонии. В 1861году он поселяется в Риме, много общается с Папой Римским, а в 1865году принимает сан аббата. Он живёт в Риме и пишет духовную музыку. Но священники считают её слишком светской, а та светская музыка, которую он создаёт в этот период, кажется его друзьям слишком уж близкой духовной. И в духовном сердце Европы не нашёл Лист для себя душевной гармонии. В 1869 году он возвращается в Веймар, где живёт последние 15 лет своей жизни.

Наконец – то он опять в своей стихии! Постоянные поездки в Вену, Париж, Рим… В родном Будапеште он открыл Национальную Музыкальную Академию… Но самое главное – это его дом в Веймаре. Это был небольшой дом с садом. На 1 этаже располагался зал с двумя роялями и креслами вдоль стен. Все желающие могли приходить и брать уроки музыки у самого знаменитого пианиста мира Ференца Листа! Всех своих учеников он учил бесплатно в память о тех меценатах, которые когда – то оплатили его обучение и дали ему дорогу в жизнь. Итак, кто из учеников посмелее – садился за рояль, играл, слушал пожелания маэстро. Кому не хватало смелости – сидел в зале и слушал, как играют другие, что говорит им Учитель, как играет он сам . А в саду под окнами стояли скамейки, где могли сидеть все желающие и слушать прекрасную музыку. В конце жизни Ференц Лист не выступал на больших концертных эстрадах, зато каждое воскресное утро играл для учеников в своём доме с открытыми окнами. И на эти концерты не нужно было покупать билеты: приходи и слушай, кто хочет!



История создания траурного шествия листа

Музыка Ференца Листа – прекрасная, светлая, яркая, полнозвучная, как водопад, искрящийся на солнце и переливающийся всеми цветами радуги. Она несет в себе силу, энергию и радость. Пусть эта радость всегда будет с нами!