статья Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории

Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.

Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения школьников в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о прошлом — источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом — источник чувства гражданственности и патриотизма.



Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: интегрированный урок истории-географии для 9 класса «Экономика Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны», урок истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад Волгоградской области в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению. Много лет действует кружок « Поиск». Ребята ведут переписку с ветеранами войны, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края.

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.



Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому в своей педагогической деятельности использую регулярные экскурссии в музей. Мои ученики с больщим удовольствием посещаю Городищенский районный музей, Областной краеведческий музей, Музей – панораму «Сталинградская битва».

Давно известно, что любое государство можно победить без оружия — для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. Наша задача — не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.



Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом.