Статья Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьник

Тема: «Коррекционная работа по формированию

мыслительных процессов у младших

школьников с задержкой психического развития»

Кислякова А.В.

Цель моего исследования заключается в выявлении психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР.

Объектом исследования является познавательные процессы детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — особенности памяти, внимания, мышления детей с ЗПР.

Теоретический анализ особенностей познавательных процессов детей ЗПР позволил сформулировать гипотезу:

Младшие школьники с задержкой психического развития имеют определенные психологические особенности таких процессов как: память, внимание, мышление.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. изучить психологическую литературу по проблеме задержка психического развития;

2. обследовать группу детей имеющих ЗПР и интерпретировать полученные результаты в сравнении с результатами диагностики нормально развивающихся детей;

4. выявить особенности познавательных процессов детей ЗПР на основе экспериментально полученных данных.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно выросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелируется с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет от 20 до 30 % обучающихся. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития.

Острейшая необходимость разработки вопросов развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

Были изучены познавательные процессы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления.

Внимание — один из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание — это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности.

Память — психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности

Объект моего исследования — познавательные процессы детей ЗПР я их рассмотрела и пришла к следующему, общие особенности познавательных процессов таких как: память, внимание, мышления, таковы:

- сниженная работоспособность вследствие возникающей у детей церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий. Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом виден приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующее: исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития; формирование базовых составляющих психического развития (сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности); формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы; коррекция эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции; коррекция речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. План коррекционно-развивающих мероприятий должен быть направлен на формирование интеллектуально-эмоциональных операций.

Коррекционно-развивающие мероприятия активно стимулируют интеллектуальное развитие детей с ЗПР, предупреждают эмоциональную неустойчивость и нарушения поведения.

Учитель в работе с детьми с ЗПР должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь, Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития

Учитель, начавший работать с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика — обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. По окончании исследования видим, что общими недостатками мыслительной деятельности детей ЗПР: — Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют на угад, не учитывая в полном объеме задания условия;отсутствует напрвленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вродебы правильно дает ответ, но объяснить его не может.- стериотипность мышления, его шаблонность.

На уроках учителя должны использовать к таким учащимся индивидуальный подход, детализировать учебный материал, использовать больше наглядного материала, учителям необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения материала, стимулировать ребенка

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.

Для обследования развития внимания у детей с задержкой психического развития по методикам «Найди и зачеркни», «Запомни и расставь точки», «Поставь значки» было выбрано трое  учащихся 2а класса МКОУ Березовская СОШ и получены следующие результаты.

Таблица 1

Состав учащихся экспериментальной группы

Список детей

Возраст

Заключение ПМПК

Сергей К.

13.07.2004

ЗПР

Марина В.

16.06.2004

ЗПР

Катя М.

23.12.2003

ЗПР

Таблица 2

Результаты изучения свойств внимания по методике

«Найди и зачеркни»до  коррекционной работы

Список

детей

Количество изображений просмотренных за время работы

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

56

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Марина В.

57

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Катя М.

56

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Таблица 3

Результаты изучения свойств внимания по методике

Список

 детей

Количество помеченных фигур

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

45

2

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

Марина В.

43

3

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

Катя М.

38

2

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

«Проставь значки» до  коррекционной работы

Таблица 4

Результаты изучения свойств внимания по методике

«Запомни и расставь точки»  до  коррекционной работы

Список

 детей

Воспроизведённые

точки

Количество

 баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

3

6-7

Средний показатель объёма  внимания

Марина В.

2

4-5

Низкий показатель объёма  внимания

Катя М.

3

6-7

Средний  показатель объёма  внимания

  Результаты изучения свойств внимания по методике

 «Найди и зачеркни»   после коррекционной работы  

Список детей

Количество изображений просмотренных за время работы

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

60

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Марина В.

58

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Катя М.

57

0

10

Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая

Список

 детей

Количество помеченных фигур

Количество ошибок

Количество баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

53

1

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

Марина В.

50

1

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

Катя М.

41

0

3

Очень низкий показатель переключения и распределения внимания

Результаты изучения свойств внимания по методике

«Проставь значки»   после коррекционной работы  

Результаты изучения свойств внимания по методике «Запомни и расставь точки»    после коррекционной работы  

Список

 детей

Воспроизведённые

точки

Количество

 баллов

Выводы об уровне развития

Сергей К.

4

6-7

Средний показатель объёма  внимания

Марина В.

4

6-7

Средний показатель объёма  внимания

Катя М.

3

6-7

Средний  показатель объёма  внимания

Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех  детей оказался очень низким.

По  методике «Запомни и расставь точки» показатель объема внимания у всей детей достиг  среднего уровня.

Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к  выполнению заданий.

Результаты проводимой работы показали, что дети легче стали воспринимать учебный материал и как следствие этого, повысилась познавательная активность.

Проведенные занятия действительно оказали положительное влияние на развитие памяти, мышления и внимания детей.

Можно сказать следующие, развитие младших школьников с ЗПР подчинено общим закономерностям развития детей данного возраста, но характеризуется качественным своеобразием структуры познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), что затрудняет их обучение. Дети с ЗПР составляют больший процент среди слабоуспевающих школьников. Поэтому, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность коррекционные занятия, направленные как на развитие внимания, памяти и мышления так и на формирование социально адаптированной личности. Также одной из перспектив изучения данной проблемы может быть выявление других особенностей познавательных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Можно заключить, что проблема исследования особенностей познавательных процессов детей младшего школьного возраста, является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать расширять теоретические и эмпирические исследования в данной области.