статья Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на у

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Выполнила:

Чередниченко Оксана Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 41 «Гармония»

Октябрьского района г.о. Самара

Самара, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ИКТ………………………………………….стр. 6

Глава 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ………………….стр. 8

Глава 3. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«НАРУШЕНИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»…………………….стр. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………стр. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………стр. 19

ВВЕДЕНИЕ

В современном информационном обществе с инновационным режимом образовательных учреждений педагог давно перестал быть источником информации. Однако, отвечая на социальный заказ, общество предъявляет новые требования к выпускникам.

Сегодня необходимы не просто всесторонне развитые личности, но и ориентированные на успех, «мобильные» граждане, интегрированные в современное общество, нацеленные на его совершенствование во всех сферах. Именно поэтому учитель является в современной системе образования проводником в информационном пространстве.

Одним из способов решения этой проблемы, на мой взгляд, является использование компетентностного подхода на основе ИКТ, который не отрицает, но изменяет роль знаний,  подчиняя их  умениям.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.  В содержании  обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные  рассматриваются как справочные. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми  источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне было предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин, в том числе обществознания.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Часто задается вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?» В словарях разных авторов «компетентность» обозначает характеристику человека (знающий, сведущий, обладающий компетенцией), а «компетенция» — характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). Компетентность остается характеристикой человека, компетенция – тем, чем он уже владеет.

Что такое ключевые компетенции? Сам термин указывает на то, что они являются ключом, основанием для других более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

 Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности.  Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

    Выделены следующие группы ключевых компетенций:

1.Организационные

2. Информационные компетенции.

3. Коммуникативные компетенции.

4.Общекультурные компетенции.

5.Оценочные (Компетенции личностного самосовершенствования)

6.Учебно-познавательные компетенции.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

НА ОСНОВЕ ИКТ.

           При внедрении в современной школе на уроках обществоведческих дисциплин технологии компетентностного подхода мною используются разработки  И.А.Зимней, А.В. Хуторского.

 Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие этапы  реализации компетентностного подхода на основе ИКТ в моей работе:

 I этап: Обучение умениям и навыкам по формуле:  «Узнал – Проанализировал – Осмыслил». На первом этапе идет усвоение конкретного приема, в основе  которого поисковая деятельность – тренажеры для подготовки  ГИА и ЕГЭ, алгоритм решения проблемной задачи и совместные пути ее решения.

II этап:  «Узнал – Проанализировал – Осмыслил»  -  применение поисковой деятельности на практике.

Для более успешного продвижения учеников на этом этапе, используются   памятки «Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по обществознанию».

III этап: «Читай – Думай – Работай!».  На  этом этапе  в результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием.

Использование на уроках работы в группах — одна из основных форм организации работы в классе. На уроке используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы, для применения полученных знаний в различных ситуациях, лабораторные занятия и др.

Использование различных форм организации работы обучающихся на уроке позволяет стимулировать  формирование познавательной и коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков  у обучающихся в различных ситуациях.

IV этап:  «Дорогу осилит идущий».  На этом этапе обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Удачной формой отработки полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме «деловой игры», на котором обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное, применять на практике полученные знания и умения, используя современные информационные и коммуникационные технологии.

        ИКТ  позволяют  учителю конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНВНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

Большое значение, на мой взгляд, в становлении компетентной личности является способность учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной работе, обеспечивающих полноценное участие человека в общественной жизни.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность учащихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Овладение данными умениями и навыками необходимо учащимся также для успешной сдачи ЕГЭ.

Поэтому сегодня самостоятельная работа учащихся необходима учащимся как средство формирования ценностно — ориентированных качеств личности, направленных на осознанное применение знаний, интенсивное развитие умственных способностей, моральное самоутверждение.

В современной дидактике познавательная самостоятельность рассматривается как подготовительная ступень, а самостоятельная работа как основной путь формирования самостоятельного мышления у школьников. Один из ведущих специалистов по проблеме исторического мышления учащихся, Н.Г. Дайри, очень верно заметил: «знание возникает на основе не заучивания, а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате систематической переработке фактов и идей».

Следовательно, знания являются продуктом мышления человека, они не появляются в готовом виде. Только в процессе осуществления самостоятельной работы с учебным материалом учащиеся могут создавать свои личные знания. Исходя из этого на уроках, внеклассных мероприятиях систематически предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность.

В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы создавать проекты очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

Для решения задач формирования познавательной самостоятельности у учащихся необходимо создать деятельность, в процессе которой необходимо:

- выработать у учащихся мотивы и цели учебного процесса (зачем мы изучаем историю, обществознание?);

- обучить способам осуществления учебного процесса (как учиться?).

Самостоятельность является качеством личности учащегося, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении и деятельности. Самостоятельность, в процессе которой формируются качества личности, может и должна иметь место при изучении нового материала, выполнении домашнего задания, проверке знаний, повторении.

Результативность самостоятельной работы зависит от требований к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:

- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;





- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;

- обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы;

- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение;

- содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца;

- самостоятельная познавательная деятельность организуется так, чтобы она вырабатывала навык и привычку к труду.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активного самостоятельного мышления, умения применять знания в процессе обучения.

В практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности, используемых в системе урочных и внеурочных занятий. Остановлюсь на тех видах самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которые использую в своей практике чаще других и которые дают положительный эффект в обучении.

Работа с печатными источниками, учебником, дидактические игры, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различные виды самостоятельных работ и заданий, тестирование, составление аналитических схем, опорных конспектов и т.д.

Таким образом, самостоятельная познавательная активность не только повышает интерес учащихся к процессу обучения, но и помогает, с одной стороны формировать навыки решения учебных задач, т.е. развивает мыслительную деятельность, а с другой – это улучшает механизм запоминания терминов, фактов. И главное, на мой взгляд, состоит в том, что самостоятельное решение проблемных вопросов позволяет выработать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, стать активным участником всех социальных процессов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«НАРУШЕНИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА».

Класс: 9

Тип урока: проверки знаний и объяснения нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, проблемного обучения, здоровьесбережения, личностно-ориентированная.

Оценка педагогической ситуации: актуальность темы в связи с современной действительностью; изучение вопроса прав человека на уроках обществознания и необходимость для учащихся овладеть способами отстаивания своих прав; интегрированность темы с уроками истории; возможность использования дополнительного материала; обучающие и воспитывающие возможности в рамках темы.

Цели и задачи урока:

Обучающие

- познакомить учащихся с терминологией, раскрывающей проявления нарушений прав человека;

- дать представление о путях и способах отстаивания своих прав в современном демократическом государстве;

Развивающие

- развивать умение сопоставлять исторические процессы и факты современной жизни с теоретическим научным анализом;

- формировать критичность и самостоятельность мышления учащихся;

- развивать коммуникативные умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

Воспитывающие

- вырабатывать нетерпимое отношение к фактам нарушений прав человека;

- формировать ответственную и активную гражданскую позицию учащихся.

Оформление и оборудование:

На доске – тема урока, план изучения новой темы, основные понятия, образец искового заявления в суд, домашнее задание – конспект по теме, составить исковое заявление по данному образцу.

На стенде – фотографии исторических событий, иллюстрирующих нарушения прав человека, портреты известных правозащитников, изображения зданий или символов международных правозащитных организаций.

Текст Конституции РФ у учащихся на партах.

План изучения нового материала:

Нарушения прав человека.

Защита прав человека

а) внутри государства

б) на международном уровне

Практическая часть.

Ход урока.

Оргмомент.

Определение целей и задач урока./1 мин/

Введение. /5 мин/

Повторение материала по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Фронтальный опрос.

- В каком важнейшем международном документе закреплены основные права и свободы человека? (Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948 года)

- Какая глава Конституции РФ составлена на основе Всеобщей декларации прав человека? (глава №2)

- Какая классификация прав и свобод существует? (гражданские и личные, политические, экономические, социальные, культурные)

- Приведите примеры прав и свобод по каждой из названных групп.

Вывод учителя:

Действительно, у каждого гражданина должны быть естественные, неотчуждаемые права и свободы. Но история человечества знает немало примеров нарушений прав человека.

Нарушения прав человека./15 мин/

Проверка д/з. Работа учащихся в группах.

Каждая группа получает одну из карточек, на которой написан термин, связанный с темой урока. Значения терминов учащиеся должны были выяснить или повторить к данному уроку.

*геноцид

*национализм

*шовинизм

*расизм

*антисемитизм

*апартеид

*депортации

*дискриминация

*холокост

Задание группам: Через 5 минут дать расшифровку термина и привести пример (примеры) его проявления. Через 5 минут заслушиваются ответы от каждой группы. Другие группы могут делать дополнения.

Вопрос учителя:

- Кроме этих массовых вопиющих нарушений, существуют и другие «повседневные», «текущие» нарушения, с которыми приходится и нам с вами, к сожалению, сталкиваться. Приведите примеры нарушений прав из нашей современной жизни.

Вывод учителя вместе с учащимися:

Чтобы этих нарушений не было, люди должны знать и соблюдать свои права и свободы и с неменьшим уважением относится к правам и свободам других людей.

Защита прав человека./10 мин/

Вопросы учащимся:

- С чего необходимо начинать защиту прав человека? (С себя)

- Какие меры и действия внутри государства необходимо предпринять для защиты прав и свобод? (Ответ учащихся по д/з. Должны быть созданы экономические …, политические…, правовые гарантии … Учащиеся их раскрывают)

- Если человек не нашел защиты и справедливости в своем государстве, то какие механизмы существуют на международном уровне?

Учащиеся отвечают, если нашли информацию по данному вопросу, который был задан на предыдущем уроке.

Если нет – информацию дает учитель.

Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет

ООН. В 1946 году создана Комиссия по правам человека, которая ежегодно проводит свои сессии. Комиссия рассматривает заявления, касающиеся прав человека, и анализирует сообщения об их нарушениях.

В 1977 году был учрежден Комитет по правам человека. Он призван изучать доклады стран- участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, предусмотренных в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Однако деятельностью ООН далеко не исчерпывается механизм защиты прав человека на международном уровне.

Систематически собирается Конференция по человеческому измерению СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) с 1975 г.

В Гааге работает Международный суд по правам человека.

В Женеве действует Центр по правам человека.

Большую правозащитную работу проводит Международная амнистия1961 г.) – неправительственная организация, члены которой собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, ведут разъяснительную работу, выступают с протестами против смертной казни, пыток…

Работают и другие международные правозащитные организации.

Практическая часть. /7 мин/

Составление заявления в суд по образцу.

Дети работают с текстами Конституции, ссылаясь на нарушение конституционного права или свободы, поскольку Конституция – Закон прямого действия.

Если время не позволяет выполнить практическую часть на уроке, то учитель объясняет, как составить исковое заявление и дает аналогичное задание на дом.

Завершение урока. Подведение итогов. Оценивание ответов учащихся. Выставление отметок./2мин/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Используя компетентностный подход на основе ИКТ на уроках обществознания, стоит сказать и об эффективности работы. Сделать выводы об этом позволит качество знаний по предметам. Сравниваю качество знаний  за период 2010-2011 год.

Предмет

1 полугодие

2010-2011

2 полугодие

2010-2011

Обществознание

65 %

95 %

Современные условия придают большие требования к содержанию общего образования человека. Главной проблемой этого содержания является соотношение между личностным и социальным заказом на образование. На учителя истории возлагается ответственная задача найти «золотую середину» в соотношении между лучшими традициями и ценностями исторического прошлого и современного общества. Задача современного учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы не просто передать учащимся сумму знаний на основе исторического опыты человечества, а формировать умения и навыки, которые бы позволили ребёнку в любой ситуации применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать самостоятельно и принимать решения в новых условиях. Задача эта принципиально новая, и она усложняет процессы воспитания и обучения.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. Не отрицая традиционные уроки, сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.

На мой взгляд, компетентностный подход в обучении — это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. – №5. С. 34–42.

Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III . Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. №2. – С.58–64.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135–157.