Статья Из опыта работы Учитель — организатор учабно-воспитательного процесса

Из опыта работы

Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса

Формирование мотивации учения можно назвать одной из главных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но иногда приходится с сожалением констатировать: «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Какие же педагогические средства я использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Начну с уроков литературы. Чтобы в течение долгих лет быть интересным собеседником для ребят, чтобы дать прочные знания по предмету, нам, учителям, самим нужен огромный запас душевных и физических сил. И тогда, сохраняя душевную молодость, находясь в постоянном поиске, мы находим всё новые и новые приёмы, повышающие интерес школьников к изучаемым вопросам. Несколько лет назад родилась идея: ввести на уроках литературы рекомендательные пятиминутки. Детям эта идея понравилась. Они не только рассказывали о любимых книгах, но и проводили конкурс на самое читаемое произведение. А затем на читательской конференции подводились итоги, где объявлялась книга-победитель. Сегодня данная методика апробирована. Использование мультимедийного оборудования позволяет моим ученикам ярко и выразительно представлять понравившиеся произведения. Но самое удивительное то, что и ребята подают идеи. Так на наших уроках стали традиционными поэтические пятиминутки. И в конце учебного года выход на «Час любимого стихотворения». Эта система работы позволяет мне быть ближе к своим ученикам и жить их интересами.

Внедрение новых информационных технологий активизирует учебный процесс, помогает реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и теперь мы их активно применяем на своих уроках. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями позволяет использовать учебные тренажёры, увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Но при этом я не отказываюсь от тех приёмов, которые тоже продуктивны, позволяют мне формировать и развивать мотивацию. Так на уроках русского языка в 7 классе для прочного усвоения знаний оформляем с ребятами карточки с опорным материалом, затем применяем его по мере необходимости. А в 6 классе опорные конспекты составляем в виде таблиц, которые удобны при подготовке учащихся к зачётам и будущим экзаменам.



На мой взгляд, важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в коллективную учебную деятельность. Поэтому часто организую работу в группах. Благодатный приём на уроках литературы – театрализация. Это использование средств театра в педагогическом процессе. На первое место я ставлю такой её элемент, как инсценирование. Здесь сочетаются театральное искусство с педагогическим процессом. Инсценирование доступно детям, интересно, не требует длительной подготовки. Следующий приём – ролевая игра, которая ценна не только своей мотивацией, но и творческим партнёрским состоянием личности. Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как способствует созданию благоприятного психологического климата, активизирует деятельность учащихся. Пока ещё мы робко обращаемся к таким играм. Но надо отметить, дают они многое. И прежде всего, помогают глубже узнать автора, подойти к литературе как бы изнутри и, наконец, понять нам учащихся, а им, в свою очередь, понять нас. Серьёзная задача лежит на учителях – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. По-моему, именно работа в группах по выполнению заданий даёт возможность каждому ученику поверить в свои силы. Прислушиваясь к мнению одноклассников, ребята стараются и свой ответ строить убедительно, доказательно, грамотно.

Поэтому на областном семинаре для проведения урока русского языка в 11 классе по теме «Структура сочинения-рассуждения» я неслучайно выбрала данную технологию.



Следующие эффективные методы стали моими педагогическими приоритетами качества образования. В первую очередь, это метод творческого самовыражения. Смысл его заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством. Его реализация возможна в разных вариантах. Я использую вариант самовыражения через написание сочинений разных жанров: очерки, репортажи, путевые заметки, интервью, статьи. Опыт такой работы транслируется мной на школьном сайте, где представлены лучшие сочинения учащихся. В этом году мы создали журнал «Отражение». Проба пера. Публицистика. Затем приняли участие в муниципальном конкурсе «Время читать – время творить» и заняли призовое место. Следующий методический ход – создание литературной гостиной в нашей школе, которую посещают дети с разным уровнем мотивации. Есть среди них и отличники, и тихие троечники. Но во время репетиций и самих мероприятий этих различий не видно, потому что всех увлекает стремление к успешности общего дела. В то же время для меня – это уникальная возможность общения с учениками, причём в новом для нас контексте. Незабываемыми останутся в нашей памяти урок в 10 классе по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», поэтическая дуэль по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе, кукольный спектакль «День рождения Маши» и новогодняя сказка «Волшебная улыбка» в исполнении учащихся 6 класса, а также различные литературные встречи и конкурсы. Третьим приоритетным методом являются проекты. Данный вид развивающего обучения способствует личностному росту школьников, развитию самооценки, позволяет сформировать высокую учебную мотивацию. И результат не заставляет себя ждать: победы в районных конкурсах «Голоса над Мстой», «Юные журналисты», в областных – «Дорожная безопасность», «Классное чтение».



Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут проектировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно в процессе учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.