Статья Исследовательская работа как форма обучения

ШКОЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ.

(Обобщение опыта учителя)

1.Актуальность проблемы исследования

Современная образовательная программа даёт абсолютно полное представление о мире. Естественно это представление базируется на научных знаниях, добытых человечеством на протяжении всей его истории. Это подразумевает наличие в учебниках различных дисциплин огромного количества необходимой информации. Если так же учесть доступность современных интернет ресурсов, как в школе, так и дома, то можно смело утверждать, что учащийся ХХI века может получить любые знания по любому предмету, причём с избытком. Нужны ли в условиях такого информационного изобилия школьные исследовательские работы. Грубо говоря, что детям исследовать, когда всё вокруг давным-давно исследовано?

Исследовательские школьные работы нужны. Потому что:

Обилие информации, не делает её интересной. И вся лавина знаний зачастую проходит мимо школьников. Исследовательские работы помогают, поднять или даже пробудить интерес к процессу обучения.

В подростковом возрасте важен процесс самореализации. Исследовательская работа, презентованная широкой публике (можно даже не широкой, в рамках класса или кружка) школьником, безусловно, повлияет на процесс его самореализации. Причём в совершенно здоровом социальном аспекте.

В современном мире рыночных отношений, где во всех сферах господствует конкуренция, умение работать с информацией, вычленять нужное и отсеивать второстепенное, значительно повышают ценность, как студента, так и работника. Исследовательская работа как раз и формирует такие умения.

И самое главное, знания, полученные в ходе самостоятельного исследования, усваиваются школьником крепко и надолго. А ведь это базовая цель всей системы образования.

2. Как помочь школьнику определиться с темой исследовательской работы.

Зачастую ученик хочет о чём-то написать и что-то исследовать. А сам не может определиться, о чём именно. В данном случае, исходя из собственного опыта, я всегда даю полную свободу выбора школьнику. Пусть берёт ту тему, которая ему больше нравиться. Не беда если эта тема не очень академическая и навеяна скорее каким-нибудь приключенческим фильмом, а не серьёзным размышлением. У меня в практике был случай, когда один ученик порывался сделать доклад на тему: «Пираты карибского моря», как раз после выхода на экраны одноимённого голливудского блокбастера. Главное что бы школьник втянулся в сам процесс, что бы он почувствовал вкус исследования. И при осторожной корректировке направления работы, которую обязательно курирует учитель, может появиться что-нибудь серьёзное.

Возможно так же такое, когда школьник хватается за глобальную тему, о которой нет однозначного мнения даже в научных кругах. Или же объём исследования настолько велик, что вполне тянет на докторскую диссертацию. Это тоже не беда. Пусть ученик попробует свои силы. Но надо скорректировать его деятельность. Дать возможность юному исследователю, ознакомится с несколькими монографиями по интересующему его вопросу. И тогда все встанет на свои места. Как правило, ученик осознаёт масштабность проблемы, за которую он берётся, и здесь надо ему помочь сузить выбранную им тему. Или вычленить из темы, какой-то отдельный аспект, исследовать который вполне под силу школьнику. Например, несколько лет назад, двое старшеклассников задумали написать реферат про Вторую Мировую Войну. После определённой работы с ними, ребята сделали великолепный доклад, на тему «Сталинградская битва-переломный этап войны», продемонстрировав достойные знания материала и военных карт того периода.

Подытожив, можно сказать, что школьник сам вправе выбрать любую тему для исследования, а вот скорректировать его работу должен учитель. Удобнее всего проводить такую работу, во вне учебное время. Например, в рамках занятий кружка, или же можно использовать дистанционные методы образования, то есть Интернет-ресурс.

3. Как написать исследовательскую работу?

Главное — это тема исследовательской работы, отражающая какую- либо проблему, которую ученик пытается разрешить. Проблема должна быть сформулирована чётко и кратко. Возможно форме вопроса или нескольких вопросов. Пусть вопрос может казаться ранее изученным — не страшно, главное то, что он поставлен самостоятельно. Вопрос ( проблема) может быть вынесен в заголовок исследовательской работы. Сама работа должна быть разбита на главы. Все главы работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер.

1.Введение. Исследователь ставит перед собой вопрос, на который собирается ответить. Так же исследователь объясняет, почему возник у него это вопрос или почему его заинтересовала данная проблема. Возможно, что главным мотивом учащегося был обычный интерес. Исследователь хочет разобраться, почему то или иное событие произошло именно так, а не иначе. Так же исследователь кратко рассказывает о научных работах, которые уже проводились в этом направлении и которые он использовал для проведения своего исследования.

Пример. Тема работы «Восстание декабристов» Вопрос : почему произошло это восстание, что двигало этими людьми?

2.Основная часть.

2.1Исследователь рассматривает конкретное время и место события , а также его предысторию, раскрывая исторический контекст.

Пример: «Восстание декабристов» . Россия в н 19в. Социально-экономическое положение. Крепостное право. Победа в войне с Наполеоном. Настроения в обществе

2.2Исследователь перечисляет действующих лиц события. Даёт им характеристику. Пытается определить движущие мотивы исторических лиц.

2.3Исследователь описывает ход события.

2.4Исследователь кратко описывает последствия события и судьбу исторических лиц, участвующих в нем .

3. Заключение.

Исследователь отвечает на вопрос, который поставил в начале своей работы. Ответ может совпадать с мнением учёных уже исследовавших эту проблему, а может не совпадать, но в любом случае он должен быть аргументирован основной частью работы. В заключении подробно перечисляются все выводы, которые сделаны в ходе исследования. Исследователь определяет две ключевые вещи , была ли достигнута цель и к каким выводам он пришёл в ходе работы над выбранной проблемой.

4.Список используемой литературы с указанием автора, названия книги, места издания, издательства, года издания.

Пример. Нечкина М. В. Декабристы. — М.: Наука, 1982.

Адреса используемых интернет ресурсов.

5. Как оформить титульный лист.

Сверху обязательно указывается образовательная организация. Посередине страницы должно быть написано слово «Исследовательская работа» и под ним её тема. Ниже справа пишется фамилия и инициалы ученика, выполнившего работу, и учителя, ее проверившего, а в самом низу посередине — название города и текущий год.

3. Презентация Исследовательской работы.

Презентация (уместно было бы употребить русское слово — представление) школьной исследовательской работы учащимся — это венец самой работы. И её, презентацию-представление, надо тщательно подготовить. Я выстраиваю это следующим образом.

Работа должна быть «обкатана». Учащийся делает краткий доклад о своей работе группе доброжелательно настроенных одноклассников. Затем докладчик отвечает на вопросы. Это помогает ученику справиться с волнением, которое вполне естественно во время выступления перед аудиторией и выявить возможные шероховатости и недочёты исследовательской работы. А так же опробовать используемое компьютерное и мультимедийное оборудование.

Представление. Аудитория слушателей может быть разновозрастной. Очень неплохо, если на презентацию-представление приглашены родители школьников. Если презентаций несколько, то обязательно должен выдерживаться временной регламент выступлений. Оптимальное время всего мероприятия пятьдесят-шестьдесят минут. Надо помнить, что дети быстро устают и не способны долго держать внимание.

Рефлексия. После выступлений, стоит предложить учащимся описать то что они пережили и почувствовали, во время проделанной ими работы и её представления аудитории. Ученики должны сами дать оценку своей работе.

Все это можно облечь в форму эссе или краткого сочинения. Лучшие сочинения стоит зачитать перед классом. Если есть школьная стенгазета, то в ней стоит опубликовать эти работы.

P.S.

Нужно особо отметить, что в учебном заведении, где в данный момент я работаю, предоставлены самые широкие возможности для научной деятельности школьников на всех уровнях. Администрация буквально пестует учеников-исследователей, а учителям, которые ведут эту работу с детьми, выдаётся полный карт-бланш. Всё это подтверждается проведением ежегодного школьного мероприятия — научные чтения, в ходе которых ученики всех возрастов представляют свои доклады на самые разнообразные темы. Участие в чтениях и позволило приобрести мне опыт работы с ученическими научными исследованиями.

Учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия № 526 Свинин С.Б.