Статья Использование метода проектов на уроках ОБЖ

Использование метода проектов на уроках ОБЖ.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Метод проектов, который я использую на уроках, создает условия для самостоятельного освоения учениками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате они осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

- Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи, формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики

- Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с преподавателем формирует знания и умения и создает объекты

- Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему.

Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим

- Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности

- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося

Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с преподавателем, родителями, учениками.

Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет

индивидуализировать обучение;

актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося;

позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;

помогает выполнять работу в собственном ритме;

использовать полученные знания в практическом применении;

четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;

видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;

корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

То есть, метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

На уроках ОБЖ эффективно использую метод учебного проекта.

В рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени».

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются в библиотеку техникума и города, а также выходят в интернет. Они ставят цель — создать конкретный продукт, и результат будет наглядным. Продукты проекта:

тестовый материал,

ситуационные задачи,

инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени

фильмотека

Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.

Примером творческого проекта могут служить проекты на тему

«Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.

Продукт проекта:

- плакаты с призывами к ЗОЖ;

- буклеты по профилактике вредных привычек; (приложение 1)

- видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; (Приложение2)

- видеоролики о вреде курения, алкоголя, наркотиков; (Приложение 3)

- презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек (Приложение 4)

Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»

Группы формируются по 5-6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. (Работа в компьютерном классе в программе Paint) Во время защиты мини-проекта группа объясняет поведение героев рисунка. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту «не заметить». Моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся.

Критерии оценки выполнения проекта:

- практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

- важность темы проекта;

- полнота раскрытия темы;

- оригинальность предложенных решений;

- качество выполнения продукта проекта;

- качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

- раскрытие содержания проекта;

- использование средств наглядности, компьютерных средств;

- убедительность презентации;

- ответы на вопросы.

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.